Исследование проблем территориального развития и устранение существующих диспропорций заключается в необходимости совершенствования инструментария региональной политики. Сегодня характерной чертой является формирование нового опорного каркаса территориально-пронстранственной организации страны и выделение определенных точек роста.
На современном этапе изучение региональных аспектов социально-экономического развития Казахстана связано с нарастающими диспропорциями и перспективами социальной модернизации экономической системы страны. Важно отметить, что теоретические и методологические вопросы территориального управления остаются одними из самых дискуссионных в отечественной и зарубежной науке. Пристальное внимание со стороны научного сообщества обосновано тем, что региональная политика призвана обеспечивать формирование благоприятных условий для наращивания внутренней и внешней конкурентоспособности регионов, территориальной концентрации ресурсов труда и капитала в центрах экономического роста, улучшения экологической обстановки, качества жизни населения, повышения интеллектуального потенциала и занятости населения.
Ввиду того, что современное развитие Казахстана имеет отчетливо выраженный региональный контекст, целесообразно проведение государственной региональной политики, которая будет направлена на сглаживание различий между регионами страны. Поэтому в настоящее время ключевым направлением модернизации республики является формирование новой региональной парадигмы с выделением потенциальных центров экономического роста. В связи с обозначенными переменами на смену концепции выравнивания в Казахстане разработана концепция поляризованного развития. Однако, еще не определены полюса роста, наиболее динамично развивающиеся города и регионы, интегрированные с региональными и глобальными рынками и выступающие в роли "локомотивов" для всех остальных территорий страны.
Исследование существующих в мировой практике концептуальных подходов к региональному социально-экономическому развитию обосновано необходимостью изучения и применения их позитивного опыта в РК.
Эффективность децентрализованного управления, общепризнанный факт, практикуемый в мировом сообществе. В своем ежегодном Послании народу Республики Казахстан (РК) Президент отозвался о децентрализации власти так: "Сильный Казахстан - это в первую очередь сильные регионы", определив тем самым региональную направленность приоритетной в дальнейшем развитии страны [1].
Административно-территориальное устройство Казахстана сегодня представлено 16 регионами: 14 областей и 2 города республиканского значения - Астана и Алматы.
В Республике Казахстан сложилась значительная дифференциация регионов. К примеру, на начало 2012г. почти половина экономического потенциала страны (47,2%) сосредоточена из 16 лишь в четырех регионах - городах Алматы и Астана, Атырауской и Карагандинской области. В них же сконцентрированы основные инвестиции и ресурсы экономики. Самый низкий среднедушевой валовый региональный продукт (GRP) в размере до 70% от среднереспубликанского уровня сохраняется в регионах с сельскохозяйственной специализацией: Жамбылской, Алматинской, Северо-Казахстанской и Акмолинской областях, т.е. на 27% территории страны, где проживает 40% всего населения.
Казахстан, как и другие постсоветские страны, унаследовал регионы монопромышленности, которые зависели от экономического разделения труда советской системы. После падения Советского союза данные регионы встали перед проблемами реструктуризации и диверсификации для того, чтобы стать конкурентоспособными в открытой экономике.
Международный экономический кризис подчеркнул существующие недостатки глобальной системы управления, ускоряя перестановку сил, освещая потребность в переоценке межгосударственных отношений и работе по разработке дизайна системы, способной обеспечить устойчивый и сбалансированный рост. В этой связи, сегодня как для мирового сообщества, так и для РК, в частности, нужно определить новые рычаги и точки экономического роста и регионального устойчивого развития.
Сравнивая текущую тенденцию территориального развития и региональную политику государства, основанную на территориальной Стратегии можно заметить, что происходит смена регионов, ориентированных под государственное стимулирование. Так, в целях ускоренного преодоления посткризисного периода и форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР) предполагается уделить акцент внимания государства на территориях с максимальным конкурентным потенциалом. Именно такие цели преследуют Государственные Программы "Развитие регионов" и "Развитие моногородов" [3, 4].
Другое по теме
Свободные экономические зоны и особенности их функционирования в Республике Беларусь
На современном этапе развития хозяйства, при переходе к рыночным
отношениям, изменяется характер территориальных форм развития экономики. Одними
из важнейших путей перехода к рыночной системе являются свободные экономические
зоны.
В данный момент свободные экономические зоны вносят огромный ...