Данный подход является очень распространенным. Потому, что вместе с тем признается и наличие того факта, что какого-то единого алгоритма в выработке дивидендной политики нет - она определяется множеством факторами, в том числе, трудно формализуемыми, такими как, например психологическими. В связи с этим, каждое предприятие обязано выбирать субъективную политику, исходя, прежде всего, из всех присущих ему особенностей. Кстати, можно выделить всего две основополагающие инвариантные задачи, которые решаются в процессе выбора наиболее оптимальной дивидендной политики.
Они взаимосвязаны между собой и состоят в обеспечении достаточного финансирования деятельности предприятия и максимизации совокупного капитала акционеров.
. Второй подход носит название: "Теория начисления дивидендов по остаточному принципу" (Residual Theory of Dividends). Основоположниками этой теории иррелевантности дивидендов являются Ф.Модильяни и М.Миллер. В своей статье они утверждают, что размер дивидендов не влияет на динамику общего богатства акционеров, именно поэтому оптимальная стратегия в дивидендной политике кроется в том, чтобы дивиденды начислялись только после того, как будут проанализированы все возможности для проведения эффективного реинвестирования прибыли. Другими словами, оптимальной дивидендной политики как основного фактора повышения стоимости фирмы, в принципе, не может существовать в природе. Таким образом, все дивиденды выплачиваются только в одном случае, - если профинансированы за счет прибыли все доступные инвестиционные проекты. Если всю имеющуюся прибыль целесообразно применять для реинвестирования, то дивиденды не выплачиваются вовсе, и напротив, если у предприятия нет никаких приемлемых инвестиционных проектов, то прибыль в полном объеме отправляется на выплату дивидендов.
Выдвинутая ими идея «эффекта клиентуры» (Clientele Effect) приводит к таким последствиям, что акционеры в большей степени предпочитают стабильность дивидендной политики, чем получение экстраординарных доходов. Помимо этого, они считают, что сумма дивидендских выплат примерно равна всем тем расходам, которые в этом случае требовалось понести для поиска дополнительных источников финансирования. Другими словами дисконтированная цена обыкновенных акций после финансирования за счет прибыли всех приемлемых проектов плюс полученные по остаточному принципу дивиденды в сумме эквивалентны цене акций до распределения прибыли. Но, несмотря на это, Модильяни и Миллер все же признают значимое влияние дивидендной политики на цену всего акционерного капитала, объясняясь при этом, не влиянием размера дивидендских выплат, а информационным эффектом (то есть информацией о дивидендах, в частности об их росте) провоцирует акционеров на увеличение цены акций.
Теория Модильяни - Миллера довольно часто критикуется также за некоторые исходные посылы (например, отсутствие влияния налогов, а также отсутствие расходов по дополнительному выпуску акций и др.), имеющие, по мнению многих критиков, искусственный характер.
В общем, данный, несколько запутанный подход приводит к мысли о том, что дивидендная политика по теории Модильяни и Миллера вообще не нужна.
. Представителями третьего подхода «теория налоговой дифференциации» являются Н. Литценбергер и К. Рамасвами. Они полагают, что на выбор дивидендной политики особое влияние оказывает действующая практика по налогообложению прибыли акционеров. При наличии налоговых преференций в области инвестирования уставного капитала акционеры предпочитают выплате дивидендов капитализацию прибыли.
Такой выбор дивидендной политики в определенном случае обосновывается большей доходностью от капитализации дивидендских выплат, чем от их выплаты. В том случае, если дивидендские выплаты по обыкновенным акциям, то их доходность уменьшается с 12 до 10%.
Эта теория подверглась многочисленной критике в связи с тем, что в практикуме инвестору небезразлично будет он получать доход на вложенный капитал в форме выплаты дивидендов или же в форме повышения курса акций предприятия. Соответственно, на практике, сокращение величины дивидендных выплат приводит к снижению курса акций, а повышение - к его росту. В теории же много ограничений, которые невозможно обеспечить в реальном управлении прибылью.
Другое по теме
Совершенствование ценовой политики и ценовой стратегии предприятия в рыночных условиях (на примере ООО Клементина)
Актуальность темы исследования.
Важнейшим элементом маркетинга является формирование ценовой политики по
отношению к продвигаемым на рынок товарам и услугам.
Суть целенаправленной ценовой политики и ценовой стратегии заключается в
том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьиров ...