Как мы уже выяснили, целью реорганизации предприятия является улучшение производственно - технологических и экономических показателей уровня предприятия, а также повышение его конкурентоспособности.
Реорганизация является достаточно длительным мероприятием, включающим в себя следующий комплекс мероприятий:
1. подготовка учредительных и иных документов, необходимых для реорганизации юридического лица (включая передаточный акт и договор о слиянии, присоединении, включая разделительный баланс (если необходимо);
2. уведомление кредиторов организации о реорганизации юридического лица;
. публикация в печатных СМИ информации о реорганизации юридического лица;
. снятие с учета в налоговой инспекции и во внебюджетных фондах (ПФР, ФСС, ФОМС);
. закрытие расчетных счетов и уничтожение печатей (если необходимо);
. регистрация реорганизуемого юридического лица в налоговой инспекции;
. получение выписки из ЕГРЮЛ;
. получение заверенных налоговой инспекцией экземпляров Устава и Учредительного договора;
. изготовление реестровой печати реорганизованному юридическому лицу;
. присвоение кодов статистики;
. постановка на налоговый учет и присвоение ИНН;
. постановка на учет во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФОМС);
. открытие расчетного счета;
. уведомление налоговой инспекции об открытии расчетного счета.
Реализация всех вышеуказанных мероприятий осуществляется определенной группой специалистов разного профиля, назначаемых специально для этого руководством организации. Перед группой ставятся конкретные цели и предоставляются средства для эффективного их достижения, каждый член группы наделяется определенными полномочиями и обязанностями. Оценка проводимой ими работы осуществляется на основе определенной системы количественных и качественных показателей.
Мы уже отметили, что реорганизация не является одномоментным процессом. Для успешной реализации проекта реорганизации, она должна осуществляться поэтапно, каждый этап должен включать необходимый комплекс мероприятий, указанный нами выше.
Большинство экономистов выделяют следующие этапы реорганизации. Мы представим их в виде таблицы.
№ |
Название этапа |
Задачи, цели и основные ключевые моменты этапа |
1 этап |
Подготовка к реорганизации |
Ключевые моменты этого этапа: подготовка проекта реорганизации, цели проекта; задачи и ожидаемые результаты; создание группы реорганизации с определенным удовлетворением квалификации и профессионализма; преодоление сопротивления реорганизации. Задача высшего руководства: обучить управленческую группу методологии проведения реорганизации. Формируется группа и вырабатывается положение о ней. Составляется план проекта, определяются сроки его исполнения. |
2 этап |
Сбор информации и определение проблем |
На данном этапе широко используются методы моделирования. Задачи: выявление текущих и перспективных интересов потребителей; планирование и измерение необходимых мероприятий; выбор субъектов и объектов реорганизации; разработка модели текущего состояния организации; выявление видов деятельности организации; модель расширения границ развития с ориентацией на процессы фирм- потребителей (т.е. реорганизация затрагивает не только внутренние изменения, но и внешние изменения); составление структурной схемы организации; карта ресурсов; выявление приоритетных процессов (т.е определение эффективности). |
3 этап |
Выработка общего и полного понимания решаемых проблем |
На этом этапе выявляются организационные проблемы и информационные потоки на текущий период. Ставятся задачи по охвату всех видов деятельности всех подразделений, подготавливаются предложения по организационным формам и технологиям управления. Определяется приоритетные операции с точки зрения оценки конечного результата. Собирается информация по аналогичным формам. Определяются факторы, тормозящие производственный процесс, дисфункции и несоответствия, причины информационного отставания. Определяются временные рамки, достаточные для реализации намеченной программы. |
4 этап |
Организационно - техническое проектирование |
Цель - дать техническую характеристику процесса реорганизации: дается описание технологии, стандартов, процедур, систем и видов контроля, используемых в реорганизации. Задачи: определение технических ресурсов и технологий, необходимых в период реорганизации; определение основных источников технических ресурсов и технологий; определение схемы взаимодействия технических и социальных элементов системы. В целом же рассматриваются возможность сокращения числа неэффективных операций и упрощения работы контрольных структур. |
5 этап |
Социальное проектирование |
Цель - выявление социальных аспектов процесса реорганизации. На этом этапе определяют все социальные аспекты реорганизации, т.е. кадровый состав компании, характер работ, карьеры, стимулов, создается план взаимодействия социальных и технических элементов. Составляются предварительные планы по найму работников, обучению и образованию, новой расстановке кадров. В проектных документах этого этапа предлагается уровень квалификации, необходимых для каждого вида работ, схема взаимоотношений между отдельными группами работников, выявляется количественный состав персонала для текущих и проектируемых объемов работ. На этом этапе необходимо учитывать меры сопротивления реорганизационных изменений и мотивировать работников к переходу к новым формам организации, а также механизмы обратной связи. На этом этапе определяется структура самого высокого уровня управления. |
6 этап |
Преобразования |
Цель - разработка экспериментальной версии и законченного производственного реорганизационного проекта. Задачи данного этапа охватывают завершение модели деятельности организации. Дается оценка профессиональной пригодности каждого работника. Это необходимо для кадровой расстановки. Проводятся инструктажи в момент начала новой работы. Проводится проверка всей необходимой документации. Оценка осуществленных мероприятий проводится исходя из количественных и качественных оценок. |
Другое по теме
Рынок труда и занятость в Республике Казахстан
В системе рыночных отношений важное место занимает рынок одного из
основных факторов производства - труда. На этом рынке сталкиваются интересы
трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные,
муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на
р ...