Как мы выяснили из предыдущих глав, реорганизация является одним из способов образования юридического лица и прекращения деятельности ранее существующего.
Специфика государственных унитарных предприятий как субъектов экономических отношений состоит в том, что, как понятно из названия, руководящими полномочиями наделен в них определенный государственный орган. Это имеет свои особенности, и не всегда они благоприятны для другой стороны отношений. Объясняется это тем, что, как известно, государственный орган - это орган, наделенный определенными властными полномочиями и, следовательно, отношения чаще всего носят вертикальный характер, нежели горизонтальный, где стороны де - факто равны в своих правах.
В такой ситуации реорганизация государственного предприятия в негосударственное представляется наиболее эффективным решением данной проблемы.
В данной главе мы рассмотрим реорганизацию государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество.
На законодательном уровне процесс реорганизации государственных унитарных предприятий закреплен в федеральном законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Нормы данного закона гласит, что государственное унитарное предприятие может быть преобразовано в организацию иной организационно - правовой формы только в соответствии с законодательством о приватизации.
Государственное унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном законом. В некоторых, предусмотренных законом случаях реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда.
Реорганизация государственного унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:
слияния двух или нескольких предприятий;
присоединения к предприятию одного или нескольких предприятий;
разделения предприятия на два или несколько предприятий;
выделения из предприятия одного или нескольких предприятий;
преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы.
Следовательно, реорганизация государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество может быть произведено только путем преобразования. Иначе этот процесс именуется приватизацией.
Чтобы реализовать принцип универсального правопреемства, необходимо располагать объективными данными об имуществе и финансовых обязательствах реорганизуемого предприятия. Данные должны быть подтверждены результатами инвентаризации, носящей обязательный характер.
Закон о приватизации определяет, что состав подлежащего приватизации имущества государственного унитарного предприятия определяется в передаточном акте.
Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов на земельные участки, предоставленные унитарному предприятию в установленном порядке, и документов, подтверждающих права на них.
В передаточном акте указываются все виды имущества и обязательств унитарного предприятия, а также содержатся следующие данные:
расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия;
сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций.
Расчет балансовой стоимости активов оформляется в произвольной форме как приложение к передаточному акту. В расчете должны быть указаны размер уставного капитала образуемого предприятия, равный величине балансовой стоимости подлежащих приватизации активов государственного унитарного предприятия, а также количество и номинальная стоимость именных обыкновенных бездокументарных акций, составляющих уставный капитал создаваемого открытого акционерного общества.
Другое по теме
Система государственного регулирования экономики России
Государство,
как универсальный механизм управления обществом, обязано поддерживать его
экономику. Особенно эта необходимость проявляется в связи с развитием рыночных
отношений практически во всех странах мира.
Для
этих целей правительство разрабатывает принципы экономической политики. О ...