Китай следует выделить особо, поскольку страна занимает уникальное место в мировой экономике, строя модель-симбиоз рыночной и планово-регулируемой экономики, представляющий социалистический рынок с элементами свободного предпринимательства, но под руководством коммунистической партии. Сам по себе Китай также неоднороден: здесь есть приморские регионы, близкие по уровню своего развития к ведущим странам мира, а есть и территории на западе и в центре страны, крайне отсталые по характеру своего развития. В результате усредненные показатели для Китая позволяют говорить о нем только как о развивающейся стране. Тем не менее, для Китая характерны чрезвычайно высокие темпы экономического роста, благодаря которым низкий пока уровень благосостояния населения с каждым годом заметно растет. [9]
С 1979 г. Китай приступил к реформированию хозяйственной системы в рыночном направлении. Значение рынка в экономике и ее открытость внешнему миру резко повысились. Развитие заметно ускорилось: в 1979-1996 гг. Среднегодовой прирост ВВП достиг 9,9%, ощутимо усилилась мощь государства, значительно возрос уровень жизни народа. Эти успехи в немалой степени обусловлены огромной ролью государственного регулирования. Показателем успешности проводимых реформ может служить ВВВ Китая, который увеличился в 34 раза в период с 1979 по 2012 год. [19]
При переходе от планового хозяйства к рыночному в экономике Китая обнаружились следующие черты:
сосуществование новой и старой экономических систем;
быстрый рост сопровождается инфляцией;
темпы развития ускорены;
роль рыночных отношений и степень интернационализации хозяйственной деятельности повышаются, а уровень подготовки руководящих работников предприятий к управлению отстает от развития макроэкономической ситуации.
Регулирование в Китае не означает всестороннего вмешательства государства в экономическую деятельность, а представляет собой упорядочение и контроль, направленные на определенную цель и затрагивающие наиболее важные области макроэкономики. Цели макрорегулирования можно свести к следующим трем областям:
. Экономический рост, находящий выражение в повышении общего уровня развития, увеличении производства продуктов, повышении производительности труда, совершенствовании структуры спроса и предложения и т.д.
. Экономическая стабильность. Это означает поддержание стабильности цен, поддержание и повышение уровня занятости, обеспечение сбалансированности доходов и расходов в бюджете и внешней торговли, достижение баланса между валовым предложением и валовым спросом.
. Экономическая справедливость. Это понятие тесно связано с моральными критериями и ценностями. В обычном восприятии оно означает справедливое распределение общественного богатства, в том числе справедливое распределение доходов, обеспечение добросовестной конкуренции и т.д.
Макроэкономическое регулирование в Китае преследует одну общую комплексную цель развития экономики и общественного благосостояния.[7]
Мировой финансово-экономический кризис оказал ощутимое влияние на экономическое развитие Китая. Если в I, II и III кварталах 2008 г. прирост ВВП составлял соответственно 10,6; 10,1 и 9%, то в IV квартале этот показатель уменьшился до 6,8%. Прирост годового ВВП Китая снизился с 13% в 2007 г. до 9% в 2008 г. В 2009 г. предполагается дальнейшее снижение прироста ВВП до 7-8%.
Ответными действиями Китайского правительства стал целый комплекс антикризисного мер, включающий в себя:
увеличение поддержки малого и среднего бизнеса
поддержка финансовой системы
стимулирование внутреннего потребления на товары собственного производства (поощрение покупки новых автомобилей в обмен на старые и аналогичный обмен бытовой электротехники) [11]
Реакция Китая на мировой финансово-экономический кризис свидетельствует о готовности властей к проведению необходимых мероприятий и уверенности в оперативном выходе страны из кризиса. В настоящее время китайские и многие зарубежные эксперты сходятся во мнении, что китайская экономика начнет восстанавливаться после мирового финансово-экономического кризиса и сделает это раньше других. [11]
Заключение
Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно и необходимо, регулирующее воздействие государства.
Примеры государственного регулирования социально-экономических отношений в США, Германии, Японии и Китае свидетельствую о том, что помимо положительных результатов государственного вмешательства в экономическую сферу существуют и негативные последствия, вызывающие структурные трансформации в экономики и дисбаланс в экономической системе. Наиболее очевидным являются негативные последствия политики «социального рыночного хозяйства» в Германии, выражающиеся в форме высокой безработицы и снижения темпов экономического роста.
Другое по теме
Совершенствование организационных структур управления предприятием в рыночной экономике
Концепция долгосрочного комплексного развития должна предусматривать и
развитие системы управления как направляемого процесса ее совершенствования,
т.е. приведение организационной структуры и организационного механизма в
соответствие с целями управления. Направленность этого процесса обеспечива ...