Малое предпринимательство объективно существует и развивается как некая целостность, особый сектор экономики национального, регионального, местного масштаба: одновременно малый бизнес, естественно представлен конкретными предприятиями, каждое из которых выступает как некая микросистема. Во всех развитых странах государство оказывает малому и среднему предпринимательству экономическую и социальную поддержку. Необходимость такой поддержки признается и в России. Поэтому осуществляются и некоторые меры в этом направлении.
Основные задачи региональных программ поддержки малого предпринимательства, реализуемых в Российской Федерации, можно объединить в две группы.
Первая задача - это формирование многоуровневой комплексной системы поддержки малого предпринимательства, которая обеспечит доступ его субъектов к производственно-технологическим, финансовым, трудовым и информационным ресурсам. Для этого необходимо создание муниципальных или межрайонных фондов поддержки малого предпринимательства, в том числе гарантийных, а также организация в качестве комплексных объектов межрегиональной и муниципальной инфраструктуры агентств поддержки малого предпринимательства, консультационных пунктов и т. п.
Вторая задача - это достижение положительных изменений в количественных, качественных и структурных показателях малого предпринимательства, в том числе:
· рост его доли в валовом региональном продукте; развитие конкурентной среды на товарных рынках региона;
· обеспечение стабильных налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в региональный и местные бюджеты на уровне 10% налоговых доходов бюджета субъекта Федерации и, соответственно, бюджетов городов и районов;
· снижение социальной напряженности посредством создания новых рабочих мест и условий для самозанятости.
В последнем проекте третьей по счету федеральной программы поддержки малого предпринимательства основной целью было определено создание благоприятных условий для повышения устойчивости деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоение новых форм и механизмов финансовой поддержки.
Министерство экономики Российской Федерации разрабатывает основы политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. 12 мая 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Законом были определены формы и методы государственного регулирования и стимулирования субъектов малого предпринимательства, разграничены полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. Предусматриваются поручения ряду министерств и ведомств по внесению изменений и разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства.
Для достижения этой цели необходимо также преодоление административных барьеров, предотвращение коррупции и перехода малых предприятий в «теневую» экономику, максимальная легализация деятельности малого бизнеса, ускоренное освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов (франчайзинга, микрокредитования, инвестиционных конкурсов), создание условий, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым, информационным производственным и другим ресурсам.
В настоящее время одним из препятствий оказанию действенной поддержки малым предприятиям является отсутствие или недостаток эффективных объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий. Крупные предприятия создают себе инфраструктуру сами: учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, коммуникационную инфраструктуру - подъездные пути, инженерные сети и прочее, открывают представительства и магазины, создают собственные банки и социальные объекты для своих служащих.
Другое по теме
Сетевая экономика
Возможность взаимодействия людей на основе прямых
равноправных связей всех со всеми без оглядки на социальный статус и без
участия бюрократических структур - следствие возникновения информационных
сетей.
Сетевое взаимодействие позволяет людям общаться. Личностные,
общественные и деловые кон ...