Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия:
Ø Спрос;
Ø Предложение.
Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно
пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цены на товары.
Жизнь абсолютного большинства людей сопряжена с многообразными потребностями, характеризуемыми учеными как состояние ощущаемой неудовлетворенности, связанной с условиями существования. Потребности могут, в различной степени осознаваться человеком, иметь различную степень интенсивности, быть первостепенными по важности и второстепенными. Не только специалисту, но и обычному человеку приходится размышлять об их «истинности», «ложности» и относительности. [3]
В экономической теории существует общепринятое определение спроса.
Спрос - платежеспособная потребность потребителей в различных товарах и услугах, количество товаров и услуг, которое потребители хотят и могут купить по данной цене в данное время.
Различают следующие виды спроса:
. Отрицательный - покупатели избегают покупки этого товара, они не заинтересованы и безразличны к нему.
. Скрытый - потребность может существовать, но ее невозможно удовлетворить на рынке товаров и услуг.
. Падающий - уменьшение спроса на один или несколько товаров, производимых предприятием.
. Нерегулярный - сезонный спрос.
. Полноценный - уровень спроса, который полностью удовлетворяет предприятие.
. Чрезмерный - уровень спроса превышает количество предлагаемого товара.
. Нерациональный - спрос на товары, вредные для здоровья.
На спрос влияет несколько факторов (неценовых): вкусы и предпочтения потребителей, количество покупателей на рынке, цены на товары-заменители, уровень дохода покупателей, потребительские ожидания относительно будущих цен, дохода и наличия товаров.
Цена товара и количество спроса на этот товар - обратно пропорциональные величины. Эту обратную связь экономисты называют законом спроса. То есть, при понижении цены на товар объем спроса на этот товар возрастает, при прочих равных условиях.
Производители товаров исходят из потребностей людей и производят товары и услуги, которые продаются на рынке. Совокупность товаропроизводителей обеспечивает людям удовлетворение их платежеспособного спроса, то есть формирует предложение. Предложение есть желание и способность производителей предоставлять товары для продажи на рынке. Способность предоставлять товары связана с использованием ограниченных ресурсов, которых не всегда достаточно, чтобы удовлетворить потребности всех людей.
Таким образом, предложение - количество товаров и услуг, которое продавец может и хочет продать по данной цене в данное время. Изменения в предложении могут вызвать следующие факторы (неценовые):
Ø цены на ресурсы,
Ø используемые при производстве товаров,
Ø эффективность применяемой в производстве технологии,
Ø налоги и дотации, цены на другие товары,
Ø ожидания изменений цены данного продукта,
Ø число продавцов этого товара на рынке.
В общем случае изменение цены товара ведет к изменению объема предложения этого товара. Таким образом, на рынке, с одной стороны, встречаются Производители со стороны предложения и Потребители со стороны спроса. Следовательно, рынок - это реальное или воображаемое место, где встречаются люди и заключают сделку, т.е. покупают и продают. На рынке происходит встреча Производителя и Потребителя, Спроса и Предложения, в результате которой осуществляется купля-продажа товаров. Известные американские экономисты К. Макконнелл и С. Брю определяют рынок так: " Рынок - это механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей отдельных товаров и услуг". [3]
Эластичность спроса
Теория эластичности спроса изучает степень чувствительности потребителей к изменению цен на товары и услуги. На изменение цен некоторых товаров потребители реагируют более чутко, чем на изменение цен других. То есть, при малом изменении цены на какой-либо товар происходит значительно большее увеличение объема спроса на этот товар, либо, наоборот, при значительном изменении цены товара спрос на него практически не изменяется. В первом случае следует говорить, что потребители чувствительны к изменениям цен, а во втором нет.
Эластичность спроса - колебания совокупного спроса, вызванные изменением (понижением или повышением) цен на товары и услуги.
Другое по теме
Система анализа использования материальных ресурсов предприятий
Сегодня всё больше предприятий адаптируются к рынку. Целью любой
предпринимательской деятельности является получение возможно большей прибыли
при минимальных затратах на производство. В мире ограниченных ресурсов фирмы
вынуждены платить за факторы производства. Преуспевающие бизнесмены прекрасн ...