Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое воздействие государства. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на услуги труда в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.
Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим слоям населения, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и пр.) Эти программы содействуют определённой стабилизации социально-экономического положения наёмных работников в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены услуг труда, впрямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.
Значительна и посредническая роль государства на рынке труда. Оно частично берёт на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения работников максимально быстрой адаптации последних к меняющимся требованиям рынка.
Эффективность экономического вмешательства государства заключается в его попытках исправить «ошибки» рынка, например, монополию, которая искажает рыночное саморегулирование. Другим примером является строительство государством дорог, линий связи, энергетических систем и других объектов, неподъёмных для частного предпринимательства, но необходимых ему. Рынок приводит к неэффективному использованию природных факторов, загрязняя воздух, воду, землю, не заботясь об очистных сооружениях, а государство препятствует этому финансовыми, правовыми и административными мерами.
Стабилизационная функция государства состоит в его контроле и сглаживании колебаний делового цикла, когда при использовании государственной финансовой и налоговой власти оно влияет на уровень производства, занятости, инфляции, сдерживает безработицу и поддерживает экономический рост.[13]
Справедливость государство поддерживает, перераспределяя национальный доход в пользу бедных, оказывая помощь безработным, престарелым, нетрудоспособным, многодетным и др.В конце XX века в регулировании рынка труда произошли значительные изменения. Они связаны с практическим воплощением в жизнь теоретических концепций современных неоклассиков во многих странах Запада. Теоретические взгляды современных представителей неоклассической школы исходят из того, что вследствие зарегулированности рынка труда он настолько потерял гибкость, что по существу перестал быть рынком. Ему присуще состояние хронического неравновесия, связанное с масштабным вмешательством регулирующих субъектов в его механизм. В результате, по мнению неоклассиков, экономическая жизнь стала характеризоваться слабым повышением эффективности производства и устойчивой массовой безработицей. Ситуация обострилась ещё и потому, что глобализация экономики, новые формы и ускорение научно-технического прогресса, структурная перестройка экономики, обострение конкуренции на внутреннем и внешнем рынках предъявил особые требования к качественным характеристикам труда, который в новых условиях должен отличаться повышенной профессиональной, квалификационной и региональной, а подчас и международной мобильностью. Такая мобильность немыслима в условиях «блокирования» рынка государством и профсоюзами. Выходом из положения является, как считают неоклассики, известное дерегулирование и флексибилизация рынка труда, т.е. повышение его гибкости, приспособляемости к современным требованиям, что не может быть достигнуто без существенного усиления конкурентного механизма.
Флексибилизация рынка труда предполагает введение гораздо более гибкой, чем прежде, системы оплаты услуг труда, которая должна базироваться не на методе аналитической оценки рабочих мест, который применялся в 1960-1980-х гг., а на принципах индивидуализации ставок заработной платы. Возрастает роль единовременных выплат, причём последние часто увязываются не с текущим трудовым вкладом работника, а с его общей компетентностью, потенциальными возможностями и дифференциацией трудовых функций, ростом квалификации. Используются и такие формы материального вознаграждения, как участие в прибылях компании, причём работник может нести и риск убытков предприятия.
Другое по теме
Сетевые методы планирования и управления
Расчет временных
параметров сетевого графика
...