Монополистическая конкурентная фирма - одна из многих производителей дифференцированного продукта, неспособная оказывать какое либо воздействие на другие фирмы и предотвращать появление новых конкурентов на данном рынке.
Равновесное состояние на рынке достигается монополистически конкурентной фирмой в краткосрочном периоде при модели равенства
МС = МR (1)
где МС - предельные издержки,
МR - предельные доходы.
В этом случае фирма продает товары по самой высокой цене, возможной при данной кривой спроса.
. Равновесное состояние достигается фирмой при равенстве предельного дохода и предельных издержек. Максимизация прибыли происходит при производстве Q и цене Р. Размер прибыли зависит от соотношений между ценой Р и средними издержками производства.
В краткосрочном периоде в условиях монополистической конкуренции фирма, максимизирующая прибыль (или минимизурующая убытки), будет стремиться осуществить производство при такой комбинации цены (OP) и объема выпуска (OQ), которая уравнивает предельные издержки (MC) и предельный доход (MR). В этом случае фирма может извлечь сверхприбыль, которая характеризуется закрашенным прямоугольником, т.е. MR=MC (рис.1):
Рис.1 Краткосрочное равновесие монополистической конкуренции
Таким образом, фирма при монополистической конкуренции в краткосрочном периоде ведет себя как монополист, стремясь максимизировать прибыль (минимизировать убытки). Суть монополистической конкуренции заключается в том, что каждая фирма продает продукцию, на которую существует много близких, но несовершенных заменителей. В результате каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса на свою продукцию. В краткосрочном периоде поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции во многом аналогично поведению монополии. Так как товар данной фирмы отличается от товаров фирм-конкурентов особыми качественными характеристиками, которые нравятся определённой категории покупателей, тогда фирма может поднять цену своего товара без падения продаж, потому что достаточное число потребителей готово заплатить более высокую цену. Как и монополия, фирма несколько недопроизводит продукцию и завышает на нее цену. Таким образом, монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии тем, что фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров.[18.С.102]
Другое по теме
Русская экономическая мысль и ее особенности
Не
для кого не секрет, что среди всех экономических школ, учений и систем выделяют
именно западноевропейская экономическую мысль, как основополагающую
методологическую систему истинности экономической науки в целом. И это не
случайно, так как именно она оказала решающее влияние на формирование ...