Каждый человек в процессе своей жизни вступает с другими людьми в различные экономические отношения, в основе исполняя роль покупателя. Однако покупателем на рынке может стать только тот, кто в свою очередь способен предложить на продажу пользующийся спросом товар и получить за него деньги. Если человек не изготавливает материальные блага, которые можно обменять на другие материальные блага, то он может продать на рынке в качестве товара свою рабочую силу.
Рабочая сила-способность человека трудиться, т.е. физические и умственные возможности, а так же навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изготавливаемой продукции.
Для торговли рабочей силой существует особый рынок-рынок труда.
Рынок труда - это сфера сформирования спроса и предложения
рабочей силы (трудовых услуг).
Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы. На рынке труда предприниматели и продавцы рабочей силы совместно ведут переговоры, коллективные и индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы.
Спрос на труд |
Предложение труда |
Платежеспособная потребность работодателей в рабочей силе для организации и развития производства. |
Совокупность экономически активного населения, предлагающего свою рабочую силу на рынке труда. |
В результате взаимодействия спроса и предложения на труд на рынке устанавливается равновесная цена рабочей силы и определяется уровень занятости в экономике.
Занятость - это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.
Спрос и предложение на труд зависят от определенных факторов.
Основные факторы, определяющие |
│
Спрос на труд |
Предложение труда |
· Производительность труда; · Использование современных технологий; · Состояние экономики и ее отдельных отраслей; · Спрос на потребительские товары, необходимые обществу |
· Численность населения и его трудоспособной части; · Уровень квалификации; · Уровень и структура заработной платы; · Социальная и налоговая политика государства |
.1 Рынок труда в постиндустриальном обществе
Концепция постиндустриального общества уходит корнями в работы Тойстена Веблена , под влиянием работ Веблена появляются концепции и труды, посвященные «революции управляющих». Дальнейшее развитие теория будущего постиндустриального общества получила в работах К. Кларка «Экономика в 1960 году» (1948), Ж. Фукрастье «Великая надежда XX в.» (1949). Однако бум работ относительно будущего постиндустриального общества возник после книг и статей Д. Белла, Дж. Г. Гэлбрейта, П. Друкера.
В своей концепции Д.Белл сформулировал признаки постиндустриального общества:
1. создание экономики услуг;
2. доминирование слоя научно-технических специалистов;
. центральная роль теоретического научного знания как источника нововведений и политических решений в обществе;
. возможность самоподдерживающегося технологического роста;
. создание новой «интеллектуальной техники».
Преимущественно, признаки постиндустриального общества связаны с кардинальными изменениями на рынке труда и новой роли наемного работника.
Джон Кеннет Гэлбрейт в вышедшей в 1952 году книге «Американский капитализм. Теория уравновешивающей силы» пишет о роли профсоюзов как уравновешивающей силе, существующей наряду с большим бизнесом и правительством. Гэлбрейт обосновывает мысль о том, что менеджеры являются носителями прогресса, далее он развивает эту мысль в новой книге «Новое индустриальное общество» (1967), в ней Гэлбрейт пишет о монополизации знаний «техноструктурой» - новой силой, наряду с капиталистами.
Питер Фердинанд Друкер в своей книге «Будущее индустриального человека» в 1942 году описывает концепцию «информационного работника», потом эта идея развивается в последующих работах ученого. П. Друкер пишет >, что ориентирами нашего общества являются появление новых технологий и отраслей промышленности, переход от международной экономики к мировой, утверждение общества организаций, усиление важности знаний как движущей силы социально-экономического развития. В XX в. по мнению Друкера ключевой проблемой является повышение эффективности, а это напрямую связано с образованием и всесторонним развитием личности. Это возможно только в современной организации, такое развитие приводит к становлению информационного общества, создает предпосылки к социальному и экономическому равенству.
Другое по теме
Расчет стоимости зданий, сооружений, амортизационных отчислений
Целью инновационной деятельности является создание условий для
обеспечения эффективной деятельности предприятия на основе повышения его
конкурентоспособности и конкурентоспособности продукции.
Инновационность становится неотъемлемой характеристикой
современной экономики. Это в равной мере относи ...