Спрос на труд - это потребность в рабочей силе. В денежном выражении спрос представляет собой ожидаемые совокупные затраты, связанные с вовлечением в народное хозяйство дополнительной рабочей силы.
Предложение труда - это число рабочих, выдвигаемых на рынок труда; потребность в денежных средствах, необходимых для создания новых рабочих мест и содержания рабочей силы.
Рынок труда может быть национальным и местным. Когда отношения в сфере найма строятся внутри предприятия, фирмы, такой рынок принято считать внутренним рынком труда. Внешний рынок труда - рынок, ориентирующийся на географическое или профессиональное перемещение рабочей силы. В узком смысле рынок труда - это текущий рынок, составляющий часть совокупного. Текущий рынок труда можно подразделить на открытый и скрытый.
Ситуация на рынке труда России продолжает оставаться достаточно сложной и характеризуется наличием ряда проблем, в числе которых: высокий уровень безработицы среди молодежи, превышение предложения рабочей силы над спросом, растущее расхождение между структурой спроса на рабочую силу и структурой ее предложения и др.
Вместе с тем наблюдается и положительная динамика, которая заключается в увеличении числа занятых, снижении безработицы, увеличении среднемесячной номинальной заработной платы.
Все это требует соответствующих государственных мер по поддержке рынка труда.
Государственная политика регулирования рынка труда, опираясь на мировой опыт формирования общественных институтов и институциональных структур, одновременно должна учитывать специфику российских условий, определяющих ее выбор и приоритетные направления. Непременной исходной позицией государства при регулировании процессов на рынке труда всегда является задача обеспечения продуктивной занятости, как правило, обусловливающей экономический рост, вследствие которого расширяется спрос, в том числе и на рабочую силу. Этому должна быть подчинена деятельность государства по линии прогнозирования перспектив развития и обеспечения задач экономического роста, повышения занятости населения, подготовки целевых программ по созданию и расширению рабочих мест, выработки нормативно-правовых основ обеспечения занятости, социальной поддержки безработных, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, увязки потребностей рынка труда с рынком учебных услуг в части количества и качества специалистов по их профессиональной структуре, создания институциональных структур, обеспечивающих решение текущих задач в сфере занятости и материальной поддержки безработных, выработки согласованных механизмов по регулированию занятости на действующих производствах и предотвращения массовой безработицы на основе коллективно-договорных и согласительных механизмов.
Реализация положений, предусмотренных концепцией развития рынка труда, позволит существенно улучшить ситуацию на рынке труда в Российской Федерации.
Повышение гибкости рынка труда будет способствовать расширению возможностей реализации прав граждан на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии.
Повышение взаимосвязи рынка труда и профессионального образования, а также развитие межтерриториальной и межотраслевой мобильности трудовых ресурсов станут одними из важнейших факторов содействия обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.
Осуществление специальных программ занятости будет способствовать интеграции в рынок труда и эффективной занятости безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда, испытывающих трудности при трудоустройстве.
Развитие механизмов социального партнерства в целях содействия занятости населения, повышения качества рабочих мест и совершенствование системы оплаты труда будут способствовать росту уровня заработной платы и, в конечном счете, повышению уровня жизни населения Российской Федерации.
Другое по теме
Расчет показателей эффективности использования ресурсов предприятия ООО Завод готовых теплиц
Успех предпринимательства зависит в значительной мере от избранной сферы деятельности, организационно-правовой формы предприятия, стратегии и тактики управления.
Решая проблему создания нового предприятия, предприниматель должен избрать сферу деятельности, учесть возможности вложения в дело собственного и за ...