В целом, положительно оценивая намеченные мероприятия нельзя не отметить значительное отставание этих процессов от требований сегодняшней экономики. Особую обеспокоенность вызывает ориентация программы «Занятость-2020» преимущественно на экстенсивный тип развития и на решение краткосрочных задач. Это означает, что переход страны на индустриально-инновационный тип развития может столкнуться с невозможностью ее реализации вследствие отсутствия условий для использования и развития имеющегося кадрового потенциала.
Конечно, универсальной стратегии занятости не существует. Но любая выбранная стратегия должна корректироваться в зависимости от результатов деятельности, а стратегические решения следует глубоко продумать, хорошо обосновать, а действия - детально спланировать. Под стратегией развития занятости понимается система согласованных мер по воспроизводству, регулированию, обмену и использованию рабочей силы, направленных на повышение эффективности труда и отдачи совокупного трудового и интеллектуального потенциалов.
Приоритетами новой стратегии занятости могут стать следующие направления:
Совершенствование институционально-правовой базы. Объектом законодательного регулирования должна стать занятость в целом, а не только регистрируемая безработица, ориентироваться надо на повышение эффективности занятости, требуется равное внимание к спросу на труд и его предложению. Необходимо срочно принять кодекс законов о занятости, который бы охватывал все ее сферы, определил формы участия и меру ответственности за решение проблем занятости всех причастных субъектов общества.
Проведение работы по идентификации самозанятого населения в рамках неформальной экономики Казахстана и сопоставление с международной практикой, включая определение правового и социально-экономического статуса самозанятых и их отраслевого профиля, а также выявление доступа этой категории к услугам системы социального обеспечения.
Направление усилий республиканских и местных исполнительных органов на решение проблемы самозанятости населения за счет более активных мер по возрождению, развитию и инновационному обновлению производства в промышленных и аграрном секторах, в депрессивных регионах, развитие малого и среднего предпринимательства.
Создание условий для эффективной системы учета, отчетности и контроля занятости населения, преодоление стихийности в развитии рынка труда, координация решений по регулированию рынка труда с учетом состояния региональных рынков, состояния социальной инфраструктуры и прежде всего рынка жилья.
Принятие мер по недопущению нелегальной трудовой миграции, использование возможностей перелива рабочей силы и формирования общего рынка труда в рамках Таможенного Союза.
Развитие и поощрение научных исследований по наиболее актуальным проблемам создания эффективного рынка труда и регулирования миграции рабочей силы.
Эти меры могли бы обеспечить повышение эффективности занятости населения, снижение безработицы, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, предоставление социальных гарантий гражданам в области труда, медицинского страхования, получения профессионального образования, соблюдение ряда других социальных стандартов и нормативов.
Заключение
Рынок труда, подчиняется в целом законам спроса и предложения и представляет собой рынок особого рода, который имеет существенные отличия от других товарных рынков. На рынке труда регуляторами являются не только микро- и макроэкономические факторы, но и многие факторы социального и социально-психологического характера.
В отраслевой структуре рабочей силы, прослеживаются следующие изменения: сокращение численности занятых в сельском хозяйстве и увеличение их в сфере услуг. В профессиональной структуре рабочей силы преобладает категория работников умственного труда. Численность работников физического труда сокращается. Численность экономически активного населения во 2 квартале 2012 года составила 9 млн. человек
Другое по теме
Анализ организации и оплаты труда на примере МОУ Детский дом № 2
При
переходе к рыночной экономике произошли кардинальные изменения во многих сферах
экономической деятельности, в том числе и в системе оплаты труда. Складываются
новые отношения между государством, учреждением и работником по поводу
организации труда. Переход на рыночные отношения внес измене ...