В переходной экономике России из множества нерешённых проблем необходимо выделить те, которые в настоящий момент являются наиболее актуальными. Среди них особое место занимает социальная переориентация всей экономической политики. Какие бы действия не предпринимались правительством для роста экономической эффективности производства, они должны соответствовать критерию повышения жизненного уровня населения. Необходимо создать надёжные механизмы защиты доходов от обесценивания.
Долгосрочные прогнозы и концепции развития трудовой сферы ещё нуждаются в разработке. Но предварительно можно предположить, что в после кризисной перспективе большинство отклонений российской ситуации от положения в развитых странах должно быть постепенно сглажено. Восстановятся тенденции роста занятости в прогрессивных отраслях экономики. Продолжится рост занятости в сфере услуг. Сократится занятость в добывающей промышленности, сельском хозяйстве. Соотношение уровней заработной платы изменится в пользу прогрессивных отраслей. Безработица сохранится примерно на нынешнем уровне, однако характер её изменится: станет меньше безработных специалистов, больше незанятых малоквалифицированных рабочих. В случае проведения активной политики занятости (и повышение самостоятельной активности людей на рынке труда) можно ожидать повышения эффективности систем переподготовки и трудоустройства безработных и сокращения средних сроков пребывания людей в статусе безработного. Безработица будет носить в основном структурно - технологический и фрикционный характер, увеличиваясь во время циклических спадов производства.
В более отдалённой перспективе следует ожидать новых перемен в отраслевой структуре занятости, обусловленной технологическими сдвигами. Увеличится занятость в "экологических" отраслях, информационных технологиях. Возрастёт доля "домашних" рабочих мест, основанных на компьютерных технологиях и соответствующих средствах связи. Будет сокращаться продолжительность рабочей недели и величина рабочего времени среднего занятого россиянина. Изменится структура подготовки кадров специалистов. Уменьшится доля инженерных специальностей. Увеличится подготовка специалистов в области экономики и управления, социологии и социальной работы, психологии и ряде других мест. Возрастёт общий уровень образования населения, в том числе доли лиц с высшим образованием, учёной степенью. Средняя продолжительность обучения россиянина трудоспособного возраста приблизится к показателям наиболее развитых стран.
Приведённый выше прогноз на долгосрочную перспективу не является экстраполяцией наблюдаемых сейчас процессов - в этом случае он был бы гораздо более пессимистическим. Это скорее нормативный прогноз, перечень целей, к достижению которых следует стремиться. Для достижения указанных целей необходимо вывести экономику из состояния депрессии и перейти к политике осмысленного государственного регулирования трудовой сферы.
Рынок труда как объект воздействия государственной политики
Важно помнить, что ситуация "свободы" на рынке труда, и само это понятие, появились в России сравнительно недавно. На протяжении десятилетий трудовая политика в СССР была подчинена задаче преодоления нехватки кадров, поиска дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело, по сути, к появлению так называемой "нерациональной сверхзанятости" - к труду было привлечено чрезмерно большое количество женщин и лиц пенсионного возраста.
Затем за исторически короткое время был осуществлен переход от законодательно оформленной идеи гарантированной всеобщей полной занятости к концепции свободного рынка труда.
Однако исследователи сходятся в том, что по прошествии примерно семи лет стало ясно: государство почти самоустранилось от воздействия на процессы, протекающие в сфере занятости, и в отношении государственного регулирования рынка труда образовался "концептуальный вакуум".
На протяжении последних лет сохранялось четкое ощущение того, что принимаемые Правительством меры направлены скорее на решение "в пожарном порядке" тех проблем, которые возникают здесь и сейчас, а не на реализацию четкой концепции развития рынка труда, рассчитанной на долгосрочную перспективу.
Озвученная в феврале 2007 года Концепция также не выходит за рамки формата среднесрочной программы. И это смущает, так как налицо несоответствие масштаба проблем и количества времени, отведенного на их решение (к примеру, вопрос о чересчур большом количестве выпускников ВУЗов в России - проблема, уходящая корнями не во вчерашний день и, тем более, не решаемая за три года).
Ставя вопрос об оптимальных моделях государственного регулирования сферы занятости, следует обратиться к опыту развитых стран мира. В целом, активность государства в этой области там воспринимается позитивно. Государственное регулирование, по мнению Международной организации труда, объективно способствует большей занятости населения и стабильности рабочих мест, так как обеспечивает психологическую уверенность работника в гарантированном трудоустройстве (на Западе понятие "достойный труд" неотъемлемо от понятия "защита труда"). Бельгия, Дания, Ирландия и Швеция, к примеру, являются странами с хорошо развитой и структурированной политикой и инфраструктурой в сфере занятости, иными словами, эти страны лучше всего защищают своего работника. Такая позиция большинства западных стран объясняется необходимостью защитить работника от последствий глобализации, среди которых стоит выделить перетекание рабочих мест из одной страны в другую в связи с перемещением потоков иностранных инвестиций, а также постоянный страх увольнения вследствие растущей конкуренции.
Другое по теме
Система государственного регулирования экономики России
Государство,
как универсальный механизм управления обществом, обязано поддерживать его
экономику. Особенно эта необходимость проявляется в связи с развитием рыночных
отношений практически во всех странах мира.
Для
этих целей правительство разрабатывает принципы экономической политики. О ...