В настоящее время используются следующие методические подходы:
подход, основанный на фундаментальном анализе;
подход, основанный на техническом анализе.
Они являются основой ценообразования на зарубежных фондовых рынках.
Фундаментальный анализ.
Он базируется на следующем принципе: любой экономический фактор, снижающий предложение или увеличивающий спрос на товар, ведет к повышению цены и, наоборот, любой фактор, увеличивающий предложение и уменьшающий спрос, как правило, приводит к накоплению запасов и снижению цены. Основные сопутствующие и запаздывающие индикаторы: динамика ВНП, индекс потребительских цен, индекс инфляции. Фундаментальный анализ на рынке ценных бумаг, в основном, осуществляется путем экономико-математического моделирования и в современной России малоперспективен.
Технический анализ изучает конкретное соотношение спроса и предложения, т.е. сами изменения цен на фондовом рынке. Он сводится к построению диаграмм и графиков, отражающих показатели объема торговли и другие факторы. Графический анализ полезен, так как:
позволяет выполнить реальный прогноз цен;
определяет точное время событий;
фиксирует динамику цен и выявляет устойчивые тенденции.
На формирование цен на фондовом рынке влияют внутренние и внешние факторы объективного и субъективного характера. Под влиянием разнонаправленных факторов цены на одну и ту же ценную бумагу могут существенно колебаться. В целом на формирование уровня цен на ценные бумаги влияют: отраслевая принадлежность эмитента и территориальные условия его размещения, степень технической оснащенности производства эмитента, качество ценных бумаг, специфика отдельных регионов, инвестиционные характеристики ценных бумаг и управленческие возможности эмитентов, меры государственного регулирования цен, учет взаимозаменяемости, учет цен на аналогичные ценные бумаги и услуги на внешнем рынке, особенности системы формирования цен на бумаги различных эмитентов, конкуренция, монополия, степень развития рыночных отношений, соотношение спроса и предложения, ставки налогов.
На практике в процессе формирования цен одновременно учитывается множество рыночных факторов, которые объединены в три группы: спрос, издержки и конкуренция (факторный анализ). В соответствии с законом сбалансированности спроса и предложения общий уровень цен на ценные бумаги зависит от соотношения спроса и предложения, факторам спроса относятся; объем потенциальных инвестиций, вкусы и привычки инвесторов, их доходы, наличие аналогичных ценных бумаг на рынке и цена на них, стоимость других финансовых инструментов.
На цены на рынке ценных бумаг влияет конкуренция, так как государственный бюджет, кредитный рынок и рынок ценных бумаг не только дополняют друг друга, но и конкурируют между собой в привлечении финансовых ресурсов. Например, расширение бюджетных ресурсов, повышение налогов (при прочих равных условиях) неизбежно приведет к сокращению свободных денежных ресурсов хозяйствующих субъектов и населения и, следовательно, - к сужению рынков банковского кредита и ценных бумаг. К факторам конкуренции относятся; число и разнообразие эмитентов, наличие аналогичных ценных бумаг, уровень цен конкурентов.
Факторами издержек являются эмиссионные, маркетинговые и прочие издержки, связанные с выпуском и обращением ценных бумаг.
Таким образом, на ценообразование на рынке ценных бумаг оказывают влияние как традиционные факторы:
спрос,
предложение,
конкуренция;
так и специфические:
тип,
вид,
разновидность ценной бумаги,
срок обращения,
инвестиционные качества,
Другое по теме
Роль кредита в развитии экономики
Вслед
за деньгами изобретение кредита является гениальным открытием человечества.
Благодаря кредиту сокращается время на удовлетворение хозяйственных и личных
потребностей. Предприятие-заемщик за счет дополнительной стоимости имеет
возможность увеличить свои ресурсы, расширить хозяйство, ускор ...