Государство на российском р. ц. б. выступает в качестве:
эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;
инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий.
профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;
верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.
Государственное регулирование р. ц. б. - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.
Система государственного регулирования рынка включает:
государственные и иные нормативные акты;
государственные органы регулирования и контроля.
Формы государственного управления рынка
Прямое или административное, управление р. ц. б. со стороны государства осуществляется путём:
установления обязательны требований ко всем участника р. ц. б. ;
регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
лицензирования профессиональной деятельности на р. ц. б. ;
обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление р. ц. б. осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:
систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождённые от них) ;
денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.) ;
государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.) ;
государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли) .
Государственная Дума издаёт законы, регулирующие р. ц. б.
Президент издаёт указы, поскольку законы принимаются довольно медленно и развитие р. ц. б. в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами; главная их цель - осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы;
Правительство - выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.
Государственные органы регулирования р. ц. б. министерского уровня: Федеральная комиссия по р. ц. б. (ФКЦБ) ; Министерство финансов РФ (Минфин) ; Центральный банк РФ (ЦБ) ; Государственный комитет по антимонопольной политике; Госстрахнадзор.
ФКЦБ имеет много полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т.д. реально пока занимается только лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности, а также заканчивает разработку системы регулирования паевых инвестиционных фондов - разновидности фондов коллективного инвестирования. По мере создания организационной структуры может взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию р. ц. б.
Минфин РФ - министерство в составе Правительства - регистрирует выпуски ц. б. корпораций (кроме кредитных организаций) , субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учёта операций с ц. б., осуществляет выпуск государственных ц. б. и регулирует их обращение.
ЦБ РФ - федеральный орган, действующий на основании закона, регистрирует выпуски ц. б. кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом р. ц. б., ломбардного кредитования и переучёта векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на р. ц. б. кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчёты по сделкам с ц. б. (в том числе депозитариев) , контролирует экспорт и импорт капитала.
Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.
Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности на р. ц. б. страховых компаний.
Основные законодательные акты, которыми регулируется российский р. ц. б.:
Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995 - 1996 гг.) ;
Закон "О банках и банковской деятельности" (1990 г.) ;
Закон "О Центральном банке Российской Федерации" (1995 г.) ;
Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (1991 г.) ;
Закон "О товарных биржах и биржевой торговле" (1992 г.)
Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (1992 г.) ;
Закон "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" (1992 г.) ;
Закон об акционерных обществах (1996 г.) ;
Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.) ;
Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено порядка пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг;
постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.
Другое по теме
Российская рыночная экономика особенности развития на современном этапе
После
длительного господства административно-командной системы в экономике России на
рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям.
В
этот период для российской экономики были характерны следующие черты: крайне
высокая степень огосударствления экономики, длительное существова ...