В настоящее время рынок ценных бумаг Республики Беларусь состоит из следующих сегментов:
корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций);
государственных ценных бумаг (ГКО, ГДО);
муниципальных ценных бумаг (жилищных, облигационных займов);
ценных бумаг коммерческих банков (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов);
именных приватизационных чеков (ИПЧ) «Имущество».
Последние 10 лет корпоративный рынок ценных бумаг в нашей стране был надежно «законсервирован» целой системой нормативных запретов и жестких ограничений, неадекватным налогообложением доходов от операций с негосударственными ценными бумагами. Едва ли не единственным оборотным финансовым инструментом являлась государственная облигация. В государственной экономике находилось место лишь государственным ценным бумагам. Министерство финансов Беларуси более 10 лет было фактическим монополистом на внутреннем рынке оптовых заимствований, следствием чего стала постепенная деградация этого сектора финансового рынка, потеря ликвидности и сокращение числа инвесторов, участвующих в операциях с гособлигациями [6, с.17].
Возобновление внимания к проблемам фондового рынка - важного для экономики государства сегмента финансового рынка - нужно оценивать позитивно. Табу на обсуждение вопросов приватизации и развития рынка ценных бумаг, таким образом, снято.
Развитию рынка корпоративных ценных бумаг в последние годы содействовали упрощение порядка их допуска к обращению на биржевом рынке, уменьшение налоговой нагрузки на участников рынка ценных бумаг, снятие ограничения на отчуждение акций акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности.
Основные параметры и условия выпуска государственных ценных бумаг для юридических и физических лиц устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь. В настоящее время эти параметры и условия определены постановлением Совета Министров от 13.02.2003 № 173 (с измен. и доп. от 10 февраля 2009 г. № 183) «Об утверждении основных условий выпуска отдельных государственных ценных бумаг Республики Беларусь». К эмиссионным бумагам отнесены государственные краткосрочные облигации (ГКО) со сроком обращения до одного года и государственные долгосрочные облигации (ГДО) со сроком обращения один год и более [7].
В целях привлечения временно свободных валютных средств юридических лиц для финансирования дефицита республиканского бюджета в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.12. 1999 № 1929 (с измен. и доп. от 10 февраля 2009 г. № 183) «Об утверждении основных условии выпуска, размещения и погашения государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте» в Республике Беларусь предусмотрен порядок выпуска, размещения и погашения государственных облигаций, номинированных в свободно конвертируемой валюте [8].
Государственное регулирование и контроль за рынком ценных бумаг осуществляется путем принятия соответствующих законодательных и нормативных правовых актов, государственной регистрации ценных бумаг, лицензирования и аттестации, осуществления контроля и надзора за деятельностью субъектов рынка ценных бумаг. Проведение единой государственной политики в этой сфере осуществляет Глава государства, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28.04.2006 № 277 (с измен. и доп. от 4 марта 2013 г. № 108) «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» законодательно закреплено разграничение полномочий между Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь по регулированию рынка ценных бумаг [9].
Другое по теме
Русская экономическая мысль и ее особенности
Не
для кого не секрет, что среди всех экономических школ, учений и систем выделяют
именно западноевропейская экономическую мысль, как основополагающую
методологическую систему истинности экономической науки в целом. И это не
случайно, так как именно она оказала решающее влияние на формирование ...