Конкуренция экономическая (economic competition) - соперничество участников рыночного хозяйства за лучшие условия купли-продажи товаров.
Термин "конкуренция" происходит от лат. "конкурро" - сталкиваться. Речь идет о соперничестве, в котором, как принято считать, побеждают наиболее эффективные участники. Конкуренцию считают самым важным элементом рынка как хозяйственной системы. Именно благодаря конкуренции "невидимая рука" рынка вынуждает каждого участника хозяйственных отношений в погоне за личной выгодой производить экономические блага, нужные обществу.
В рыночном хозяйстве участниками конкурентной борьбы являются, прежде всего, фирмы, которые соревнуются друг с другом за рынок сбыта. Однако в конкуренции участвуют и отдельные люди - они соперничают на рынке труда, предлагая работодателям свой труд разной квалификации за различную заработную плату. Наконец, в рамках мирового хозяйства происходит конкуренция разных стран, каждая из которых стремится опередить другие страны (или догнать ушедших вперед) в борьбе за лучшие условия для своих граждан и для отечественных предпринимателей.
Некоторые обществоведы видят в конкуренции универсальный механизм, объясняющий развитие общества в целом - оно предстает как конкуренция социально-экономических систем и отдельных "правил игры". Эта идея восходит к трудам знаменитого австро-американского экономиста Фридриха фон Хайека, назвавшего конкуренцию "процедурой открытия"
Конкурентная борьба между участниками отраслевых рынков приводит к различным формам их организации.
Идеальному рыночному хозяйству соответствует модель совершенной конкуренции. Иногда ее называют сочетанием "полиполии", что в переводе с греческого означает "много продавцов", и "полипсонии", что означает "много покупателей". Совершенной конкуренцией является конкуренция, соответствующая ряду условий:
полная свобода действий участников товарного производства - неограниченный доступ любого товаропроизводителя на рынок и свободный выход из него, абсолютно самостоятельное принятие хозяйственных решений;
множественность участников товарного производства - продавцов и покупателей так много, что ни один из них не может сколько-нибудь существенно влиять на уровень рыночных цен;
полное ("совершенное") знание участниками рыночных сделок всей информации о рынке.
Нетрудно прийти к выводу, что одновременное выполнение всех этих условий (особенно, предпосылки о полном знании) весьма маловероятно. Действительно, совершенная конкуренция есть идеальная (высокой степени абстракции) модель, редко встречающаяся в реальной жизни. Однако эта модель полезна для экономической науки, поскольку с ее помощью можно понять, как работал бы "идеальный" рынок
Когда не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, то это называют несовершенной конкуренцией.
В процессе свободной конкуренции на рынке формируются равновесные цены, которые господствуют над участниками рынка. Рыночные отношения всегда представлены парным отношением "продавец-покупатель". Эти отношения принимают форму взаимосвязей между производством и потреблением. В сфере обмена они проявляются как предложение и спрос.
Другое по теме
Роль инвестиций в развитии национальной экономики
Ведущая роль инвестиций в развитии
экономики определяется тем, что благодаря им осуществляется накопление общественного
капитала, внедрение достижений науки и техники, вследствие чего создаётся база
для расширения производственных возможностей стран и их экономического роста.
Инвестиции опре ...