Существует большое количество определений монополии, ведь это - многоаспектное понятие. В мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается
· С точки зрения рыночной структуры
· С точки зрения рыночного поведения
· С точки зрения рыночных итогов.
Опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия - это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.
Термин " монополия " в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания, и он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Монополия - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - прямая противоположность совершенной конкуренции.
Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.
Закрытая монополия - это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д.
Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы.
Открытая монополия - это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.
Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест, концерн и конгломерат.
Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др Например - ЗАО "Картель "Промснаб" является финансово-промышленной группой, включающей в себя несколько производственных предприятий.
Синдикат - объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору. Например - "Национальный Телевизионный Синдикат", "Глобал Америкен Синдикат"
Трест - монополия, в которой создаётся совместная собственность данной группе предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Например - Компания "Диана-Трест" (оборудование для прачечной и оборудования для химчистки), ЗАО "Строительный трест" является одной из крупнейших строительных компаний Санкт-Петербурга.
Концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта, банков), в рамках которого главная фирма организует финансовый контроль над всеми участниками. Например - ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский", Поставщик керамической плитки - "Концерн ПРАЙД"
Конгломерат - монополистическое объединение, диверсифицированная корпорация, возникшая в результате слияния разнородных, не связанных между собой по отраслевому или технологическому признакам предприятий, фирм, кредитных учреждений, находящихся под единым контролем.
Как форма монополистического объединения появились в начале 70-х гг. XX в., наиболее широкое распространение получили в форме транснациональных корпораций (ТНК). Например - Майкрософт.
Анализируя проблемы монополистической конкуренции, следует иметь в виду, сто существует несколько видов конкуренции в условиях монополии: монопсония, олигополия, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия.
Монопсония - тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определённого товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счёт потери части доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть рыночной конкуренции.
Другое по теме
Санация предприятия
Целью курсовой работы является - рассмотрение понятия санации
(финансового оздоровления) хозяйствующих субъектов, ситуаций, при которых
возникает необходимость в её проведении, проблем с которыми сталкиваются
предприятия во время проведения санации и путей их регулирования на примере
предприят ...