Система планирования в Беларуси частично сохранила черты советской системы, однако в республике осуществляется переход от административного планирования к индикативному, предполагающему не разработку планов центральным органом и жесткий контроль за их исполнением, а учет мнения самих исполнителей, согласование планов государственных органов и производителей и т.д.
Распределение доходов постепенно либерализируется. Вместе с тем степень перераспределения доходов остается высокой, что обусловливает значительный уровень налогообложения физических и юридических лиц. В абсолютном выражении уровень социальной поддержки населения не очень высок в сравнении со среднеевропейскими показателями, так как и объем валового производства в Беларуси ниже. Но на фоне других стран СНГ социальная поддержка очень значительна. Государственные пособия по безработице, жилищные субсидии, удешевление транспортных и энергетических тарифов и многое другое - важные направления государственных расходов.[9,с.137-138]
В основу белорусской экономической модели закладываются особенности функционирования именно белорусского материального производства.
. Предусматривается активное государственное участие в системе экономических отношений между производителями и потребителями. В условиях формирования рыночной экономики, когда субъекты хозяйствования выходили из прямого подчинения государства и не попадали под непосредственное воздействие рынка, ни одна отрасль не была упущена из вида. Не допущено "разбазаривание" материальных ресурсов, поспешности в передаче государственной собственности в частное владение. Надеяться на рыночное саморегулирование в республике не приходилось ввиду высокого уровня монополизма в производстве.[12,с.17-18]
. Образованный во времена плановой экономики промышленный комплекс включает в себя крупные и крупнейшие предприятия и объединения, создав высокий уровень концентрации производства; на предприятия свыше 1 тыс. чел. приходится более 2/3 валового промышленного производства. Производственные мощности превышают емкость внутреннего рынка по ряду позиций в 10-12 раз. Сложился и продолжает существовать объективный экспорт: более 90% продукции наша страна вынуждена экспортировать.
Условия экспорта постоянно ухудшаются в связи с усилением конкуренции, ростом глобализации. Число ТНК за последние два десятилетия увеличилось более чем в 6 раз. Они контролируют 2/3 всей мировой торговли и 80% иностранных инвестиций, на их долю приходится 80% патентов и лицензий на новейшую технику и технологии. Внешние рынки монополизируются. Требования к конкурентоспособности экспортируемых изделий растут.[11,с.4]
. Рыночная стратегия нашей страны не может не учитывать крайне высокий уровень кооперированных поставок. На внешних рынках приобретается около 96% сырьевых и практически 100% топливно-энергетических ресурсов. Причем кооперативные поставки носят монопольный характер. Таким образом, основным поставщиком (по ряду позиций - единственным) является Россия.
Сохраняется объективный импорт и как следствие - постоянная и значительная зависимость конечного результата от внешней экономической среды.[12,с.19]
Другое по теме
Система национального счетоводства
В середине ХХ века подавляющее большинство развитых и развивающихся стран
пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей
экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться в самых
разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся ...