Целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение поставленных задач в области экономического, научно-технического, экологического, социального и культурного развития государств. Целевая программа может включать в себя отдельные подпрограммы.
Переходя непосредственно к содержанию понятия целевая программа, необходимо вспомнить, что он, прежде всего, является некоей формой, отражающей потребности государства в целом и его территориальных частей в тех или иных социально значимых мероприятиях. Что следует считать таковыми?
Ответ на этот вопрос можно найти в Законе "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Статья 2 Закона содержит перечисление целей благотворительной деятельности. Это:
· улучшение материального положения, содействие духовному развитию и социальная реабилитация малообеспеченных, безработных, инвалидов и лиц, нуждающихся в попечении;
· поддержка и реализация программ и мер в сферах социальной защиты;
· поддержка и реализация программ и мер в защиту материнства, детства и отцовства;
·поддержка и реализация программ, направленных на укрепление престижа и роли семьи в обществе и государстве;
·поддержка и реализация программ и мер в сферах профилактики и охраны здоровья, пропаганды здорового образа жизни;
· поддержка и реализация программ и мер в сферах образования, науки, культуры, искусства и просвещения;
·поддержка и реализация программ и мер в сферах физической культуры и спорта;
·охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческую, культовую, культурную или природоохранную значимость, и мест захоронения;
·охрана окружающей среды, природного наследия и природного разнообразия
·защита животных.
По сути, это перечисление позволяет определить принципы, которыми должны будут руководствоваться органы власти и управления различных уровней при формировании, обсуждении и утверждении целевых социальных программ. На основе утвержденных целевых программ государственные заказчики формируют пакеты государственных и местных социальных заказов. Целевые программы разрабатываются с учетом условий и порядка формирования бюджетов соответствующих уровней. При их разработке необходимо обеспечивать согласованность и комплексность решения межгосударственных, федеральных, региональных и местных проблем. Разработка межгосударственных (в которых участвует Российская Федерация) и федеральных целевых программ осуществляется органами государственного управления Российской Федерации, определяемыми Правительством Российской Федерации, региональных целевых социальных программ - органами управления субъектов Российской Федерации, местных целевых социальных программ - органами местного самоуправления.
Порядок разработки и реализации межгосударственных и федеральных целевых социальных программ, а также перечень других федеральных государственных нужд устанавливаются Правительством Российской Федерации; региональных целевых социальных программ и перечень других региональных государственных нужд - органами управления субъектов Российской Федерации; местных целевых социальных программ и перечень местных государственных нужд - органами местного управления.
Межгосударственные и федеральные целевые социальные программы и перечень других федеральных государственных нужд утверждаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и финансируются за счет государственного бюджета Российской Федерации и внебюджетных источников, привлекаемых для выполнения этих программ и обеспечения нужд под государственные гарантии.
Региональные целевые социальные программы и перечень других региональных государственных нужд утверждаются органами власти субъектов Российской Федерации по представлению органов управления указанных субъектов и финансируются за счет соответствующих бюджетов, а также внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей.
Местные целевые социальные программы и перечень местных государственных нужд, разработанные органами местного управления, утверждаются местными органами представительной власти и финансируются за счет местных бюджетов и внебюджетных источников.
Формирование различных комплексных программ или их пакетов для решения проблем социальной сферы проходит через целый ряд предварительных этапов:
. Возникновение идеи, потребности. Первичная проработка материалов, подготовка к выдвижению в качестве нормотворческой инициативы правоспособным субъектом. Комплексная проработка проблемы, формирование групп (пакетов) смежных, родственных, близких по тематике проблем и подходов для их решения.
Другое по теме
Роль государства в социально-экономическом развитии мировой опыт
Исторический опыт показывает, что государство всегда играло определенную
роль регулятора социально - экономических отношений. Его основными функциями,
включая период функционирования экономики свободной конкуренции, были: защита
национального суверенитета, защита прав собственности, законности ...