Государственный сектор экономики (ГСЭ) представляет собой совокупность экономических отношений, связанных с использованием унитарными предприятиями (ГУП), государственными учреждениями (ГУ) государственной казны, а также имущественных прав государства, вытекающих из его участия в коммерческих организациях. По аналогии, под муниципальным сектором экономики (МСЭ) понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями (МУП), муниципальными (бюджетными) учреждениями (МУ), муниципальной казны, а также имущественных прав органа местного самоуправления (МСУ), вытекающих из его участия в коммерческих организациях.
В этой связи необходимо принять меры по возрождению внутреннего (ведомственного) финансового контроля (в качестве неотъемлемого элемента ГФК) под руководством Минфина РФ.
Современный внутренний (ведомственный) финансовый контроль должен обладать согласованной нормативной правовой базой, быть функционально независимым от руководства проверяемого объекта, опираться на единые правила и инструкции по его осуществлению и способствовать уменьшению потерь государственных денежных и материальных средств. Для достижения указанной цели необходимо предусмотреть в структуре объектов финансового контроля (ФК) должности внутренних контролеров, осуществляющих на постоянной основе внутренний (ведомственный) ФК как самостоятельно, так и в составе внутрипроверочных комиссий.
Организация эффективного государства требует прозрачности, анализа экономической целесообразности государственных финансовых потоков всех видов. Для достижения этой цели необходимо расширить полномочия органов внешнего контроля; разработать единые стандарты внешнего контроля для каждого типа объектов контроля, соответствующие рекомендациям Международной организации высших контрольных органов (INTOSAI); определить критерии эффективности, экономности и полезности произведенных государственных расходов и выданных обязательств.
Одновременно в условиях рыночной экономики использование только органов государственного и муниципального финансового контроля ГФК для противодействия угрозам нормального функционирования финансовых отношений недостаточно. Необходима более развитая аудиторская деятельность - форма финансового контроля, востребованная потребностями и особенностями рыночного хозяйства.
Ключевыми факторами экономии средств и формирования государственных сбережений являются контроль в области долговых отношений, в сфере закупок и денежных расчетов.
Если говорить о закупках, ни о каких достижениях не может быть и речи, пока не будут реформированы и правильно применены правовые и институциональные основы, призванные регулировать государственные и муниципальные контракты. Можно иметь хороший закон, «оформленные» процедуры закупок, но их применение может не обеспечивать результативности. Государственная закупочная практика должна осуществляться на прозрачной тендерной основе, как того требуют правила ВТО. Условия для возникновения конфликтов интересов должны быть устранены посредством запрещения государственным служащим осуществлять закупки у тех организаций, с которыми они объединены родственными и деловыми узами.
Что касается управления внутренним государственным долгом, то прежде всего государство должно обеспечить прозрачный учет долговых обязательств. Каждый финансовый контролер многократно сталкивается в своей практике с неучтенными гарантиями, поручительствами, необоснованным кредитованием за счет бюджетных средств как субъектов ГСЭ и МСЭ, так и представителей частного сектора. Задачи в области управления государственным и муниципальным сектором экономики совершенствования контроля за деятельностью его субъектов сформулированы в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ. Как они будут выполнены, покажет время. Будущее поколение оценит результативность сегодняшней экономической политики в области ГСЭ и МСЭ достоинства финансового контроля по отношению к их субъектам.12
Заключение
Таким образом, на основании изученного и вышеизложенного материала в данной работе можно сделать следующие выводы.
Экономический интерес - система экономических потребностей субъектов хозяйственной деятельности (работника, корпорации, кооперации, потребителя, государства). Отражая единство всех экономических потребностей, интерес, в отличие от потребностей, ориентированных на предметные цели (потребность в хлебе, обуви, машине и т.д.), направлен на экономические отношения, на жизненные условия в целом. Поэтому интерес выступает как стимул деятельности субъекта экономики, определяя его хозяйственное поведение и поступки. Специфика экономических интересов предопределена, с одной стороны, объективными условиями производства, с другой мерой осознания интереса субъектом экономики. Диалектическое взаимодействие двух сторон экономического интереса - объективной и субъективной приводит к тому, что экономический интерес выступает двигателем экономической жизни.
Другое по теме
Роль бизнес-планирования в эффективном функционировании предприятия
В зарубежных странах с развитой рыночной экономикой бизнес-планы давно заняли достойное место. Россия только накапливает опыт разработки этих планов, так необходимых и для получения финансирования, и для формулировки собственных идей в части бизнеса, и для оценки жизнеспособности его предлагаемого объекта. Вс ...