Староитальянская форма счетоводства впервые описана Л. Пачоли в 1494г.
Регистры и последовательность записи при староитальянской форме:
Данные о фактах вносятся в Мемориал (памятную книгу).
Мемориал представлял собой перечень фактов хозяйственной жизни, их список. При открытии предприятия в Мемориале перечислялись предметы, приведенные в инвентаре, т.е. каждая строчка инвентаря трактовалась как факт, и, таким образом, статика перечня остатков рассматривалась как частный случай динамики - хозяйственной жизни, а инвентарная опись приравнивалась к обычному первичному документу. Записи в Мемориале мог делать любой сот рудник.
Факты хозяйственной жизни регистрируются в Журнале хронологической записи.
Эта регистрация могла выполняться только бухгалтером, который на данном этапе должен был: (а) квалифицировать и (б) реконструировать факт хозяйственной жизни. В результате в Журнале появлялась проводка.
- Факты хозяйственной жизни систематизируются на бухгалтерских счетах Главной книги.
Бухгалтер, как правило, ежедневно переносил записи из Журнала в Главную книгу, в результате хронологическая запись трансформировалась в запись систематическую, что вытекает из правила Л.Флори (1636 г.):
Это правило разделило всех бухгалтеров на его сторонников и противников. Последние настаивали на том, что Журнал, а следовательно и хронологическая запись, ведется « .в силу давности и привычки»
Староитальянская форма не знает деления на аналитические и синтетические счета, т.е. степень логисмографичностиL- 1, пер вые сводятся к последним. Например, счет ячменной крупы вводится в Главную книгу, а счета «Товары» или «Материалы», «Готовая продукция» и т.п. вообще отсутствуют. Но смысл Глав ной книги не в наборе счетов и не в оборотах и сальдо на них, а в отношениях между оборотами счетов и значениями сальдо, т.е. как их величины на одних счетах относятся к таким же величинам на других счетах. Бухгалтерская процедура знает только абсолютные числа, но прочтение Главной книги позволяет получить и величины относительные. Это дает возможность перейти от регистрации фактов хозяйственной жизни к их анализу.
- Составляется пробный баланс, с помощью которого подытоживаются записи дебетовых и кредитовых оборотов и конечные сальдо.
По данным Главной книги обычно один раз в год составляют пробный баланс, который может включать четыре итога: дебетового и кредитового оборотов (они должны быть равны между собой), дебетового и кредитового исходящих сальдо (также должны быть равны между собой).
- Бухгалтер проверяет соблюдение постулатов Пачоли и Мендеса. Если
Пробный баланс не отвечал названным постулатам, то делался вывод о том, что бухгалтер допустил ошибку в разноске чисел или в подсчетах. Далее следовало исправить ошибку, однако в те далекие времена ее просто записывали на счет «Убытки и прибыли».
- Если требования постулатов выполняются, то бухгалтер мог приступить к составлению заключительного баланса.
Составление баланса предполагало: (а) проведение инвентаризации и (б) списание сальдо результатных счетов на счет «Убытки и прибыли».
Другое по теме
Сетевые методы планирования и управления
Расчет временных
параметров сетевого графика
...