Валовая (балансовая) прибыль характеризует конечный финансовый результат хозяйственной деятельности торгового предприятия и представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации товаров, основных производственных средств (фондов), иного имущества и доходов от внереализационной операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. По экономическому значению балансовая и валовая прибыль тождественны. Валовая прибыль с наибольшей полнотой и объективностью показывает результаты всех видов хозяйственной деятельности предприятия. Именно прибыль на практике отражает экономическую категорию “прибавочная стоимость”, которая соответственно и подлежит распределению между предприятием и государственным бюджетом.
Чистая прибыль - это та часть валовой (балансовой) прибыли, которая остаётся в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.
Главное препятствие, с которым сталкивается торговое предприятие на пути максимизации прибыли, - это рост расходов, связанных с увеличением налоговых отчислений в бюджет и обязательных отчислений в различные внебюджетные фонды.
Налогооблагаемая прибыль - это часть валовой прибыли, подлежащая налогообложению. При исчислении налогооблагаемой прибыли из валовой прибыли исключаются:
Доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;
Дивиденды по акциям, проценты по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим торговому предприятию;
Доходы, подлежащие налогообложению по особым ставкам (доходы от аренды, проката видео - , аудиокассет и записи на них);
прибыль от посреднических операций и сделок (комиссионная торговля относится к посреднической деятельности);
Указанные суммы не исключаются из валовой прибыли потому, что такие доходы облагаются налогом по установленным ставкам у источника их выплаты.
Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью могут уменьшать размер валовой прибыли на сумму отчислений в резервный фонд или другие аналогичные фонды. Законом РФ “Об акционерных обществах” льгота по прибыли, направляемой на создание резервного фонда, не может быть больше обязательного размера, равного 15 % уставного капитала, и выше 50 % налогооблагаемой прибыли.
Законом РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” установлены льготы для предприятий, уменьшающие размер налогооблагаемой прибыли. Эти льготы предусмотрены для всех предприятий, если средства направлены на:
Финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения (при условии полного использования сумм начисленного износа основных фондов);
Благотворительные цели (3 % от суммы налогооблагаемой прибыли);
Погашение кредитов банков, полученных на финансирование капитальных вложений;
Проведение других мероприятий, предусмотренных законодательством;
При этом суммарный размер льгот, исключаемых из налогооблагаемой прибыли, не может превышать 50 % от суммы налога, исчисленного без учёта этих льгот. Для предприятий на основе аренды имущества государственных предприятий сумма налога на прибыль уменьшается на сумму арендной платы (за вычетом амортизационных отчислений, входящих в состав этой суммы), поскольку арендная плата взимается в государственный бюджет в установленном порядке.
Наиболее сложная проблема, которую решает предприятие при определении размера налога на прибыль, - это определение для целей налогообложения доходов и расходов, полученных и произведённых по всем видам деятельности. Представляется целесообразным проводить экономический расчёт по каждой коммерческой сделке, чтобы получить представление о соотношении между затратами на приобретение, доставку, хранение и выручкой от их продажи. Коммерческую сделку можно считать выгодной, если она сможет обеспечить чистую прибыль в размере не менее 20-30 % затрат. Такое жёсткое требование обусловлено высокой степенью риска, характерного для коммерческой сделки.
Естественно, что все торговые предприятия стремятся получить как можно более высокий процент чистой прибыли. Какие же условия роста прибыли в торговле[11,стр. 26]:
Другое по теме
Роль государства в социально-экономическом развитии мировой опыт
Исторический опыт показывает, что государство всегда играло определенную
роль регулятора социально - экономических отношений. Его основными функциями,
включая период функционирования экономики свободной конкуренции, были: защита
национального суверенитета, защита прав собственности, законности ...