В последние годы наметилась тенденция уменьшения доли бюджетных ассигнований в структуре источников инновационного финансирования при одновременном увеличении нагрузки на собственные средства предприятий.
Положительным направлением является также увеличение доли внешних источников инновационного инвестирования в российскую инновационную сферу. Таким образом, прямое бюджетное финансирование научно-технического потенциала теряет свое первостепенное значение в связи с организацией в стране достаточного числа крупных внебюджетных фондов и привлечением новых источников инвестиций.
В системе стимулирования следует выделить внутренние и внешние составляющие. Основными рычагами внешнего (государственного) стимулирования могут быть: введение налоговых льгот; субсидирование части процентных ставок по кредитам на научные разработки и исследования; отнесение затрат на НИОКР на себестоимость; улучшение среды функционирования бизнеса; повышение эффективности общественных институтов и государственного аппарата; децентрализация государственной поддержки, формирование сети «институтов развития»; поддержка в области обучения персонала; содействие сертификации продукции; предоставление бизнесу научно-технической информации и результатов НИОКР; предоставление площадей на территории вузов или НИИ на льготных условиях; поддержка не отдельных предприятий, а групп отраслевых ассоциаций.
Внутреннее стимулирование предполагает создание благоприятных условий внутри предприятия в целях развития инновационных способностей работников.
Благоприятная для инноваций организация должна поддерживать творческие процессы и обеспечивать возможности для реализации позитивно оцененных идей вплоть до успешного внедрения. Элементами внутреннего стимулирования выступают: позиция и поведение руководителей, кадровая политика, организация информационных и коммуникационных процессов, финансовое стимулирование, развитие фирменной культуры, внутрифирменное развивающее обучение.
На мой взгляд, было бы логичным связать размер снижения налоговых платежей с величиной затрат на НИОКР. Это снижение предлагается производить по двум направлениям: уменьшение текущих налоговых платежей в момент осуществления затрат на НИОКР, а также посредством ускоренной амортизации стоимости НИОКР, патентов и лицензий, находящихся на балансе предприятия и образующих его нематериальные активы. Снижение текущих налоговых платежей рекомендуется проводить пропорционально абсолютному увеличению затрат на НИОКР с установлением предельного размера снижения налоговых выплат. С этой целью представляется целесообразным установить долевые коэффициенты по отношению к приросту затрат на НИОКР для определения размера уменьшения налоговых платежей. Но поскольку базовые величины затрат на НИОКР могут быть весьма значительными, следует обозначить предельную долю уменьшения налоговых выплат.
Для интеллектуальных продуктов, находящихся на балансе предприятия, имеет смысл установить ускоренный порядок списания стоимости. Было бы правильным применить механизм кратного уменьшающегося остатка, причем размер уменьшения должен быть связан с отнесением тех или иных предприятий к высокотехнологичным отраслям.
Механизмы управления инвестиционно-инновационной деятельностью в регионе
Другое по теме
Рационализация труда на рабочем месте фрезеровщика в связи с изменением типа производства
Необходимым условием социально-экономического развития Республики
Беларусь является повышение эффективности экономики при одновременном усилении
её социальной направленности, наиболее полном учете интересов и потребностей
человека во всех сферах его деятельности и, в первую очередь, в сфере тру ...