экономический ценообразование финансовый
В рыночной экономике цена является всеобщим инструментом механизма хозяйствования. Все процессы планирования, регулирования и стимулирования экономической деятельности на всех стадиях воспроизводства осуществляются с помощью цен. В обществе с рыночной экономикой цена выполняет две функции: экономическую и социальную. Экономическая функция цены состоит в том, что она:
1. является ориентиром стоимости производства товаров;
2. выполняет учетную функцию;
3. выполняет стимулирующую функцию;
4. выполняет распределительную функцию.
Социальная сущность цены состоит в обслуживании с её помощью потребностей различных слоев общества. Положение индивида и слоев общества, их доходы, жизненный уровень регулируются многогранными процессами экономических отношений, опосредуемых с помощью цен.
В экономической теории выделяются два основных направления познания экономической природы цены: марксистское, признающее, что в основе цены лежит стоимость, и австрийское (маржинальное), считающее, что базой цены является полезность товара.
В основе первой лежит теория стоимости, основоположниками которой являются У. Петти, А. Смитт и Д. Рикардо. Теория стоимости была развита и получила наиболее полное воплощение в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. В соответствии с ней в основе цены лежит стоимость товара, определяемая трудовыми затратами на его производство. Так как невозможно количественно измерить стоимость в ее трудовом восприятии, то вводятся такие понятия, как абстрактный и конкретный труд, общественно необходимые затраты труда. По Марксу необходимо различать две стороны труда - стоимость как выражение заложенного в товаре абстрактного труда и потребительная стоимость, как вещное выражение результатов труда. Здесь возникает противоречие: с одной стороны, товар - это выражение труда, а с другой - полезная вещь, «ценность».
Маржинальная теория цены противостоит марксистскому подходу, в рамках нее цена - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе обмена на рынке. Основные положения маржинальной теории были развиты и дополнены А. Маршаллом, представителем неоклассического на - правления. А. Маршалл синтезировал рассматриваемые до него обособленно предложение и спрос и создал маржинальную теорию цены, объединившую в единую систему важнейшие понятия из различных учений.
Обобщая два направления теории стоимости, можно определить, что цена отражает ценность товара или услуги для покупателя. Эта ценность определяется на основе сопоставления цены товара с воспринимаемыми выгодами от пользования данным товаром или услугой. Цена - денежная единица, отражающая интересы продавца и покупателя, та сумма, которую покупатель готов заплатить за товар или услугу.
Цена - мощный инструмент воздействия на спрос, причем это средство «быстрого реагирования», влияние которого чувствуется практически сразу же после изменения цены. Цена - важное средство позиционирования товара, в глазах покупателя цена служит индикатором качества и тем самым влияет на имидж марки или товара.
Цена оказывает влияние на доходы и прибыль, чем выше цена, тем больше прибыль от единицы продукции, однако повышение цен снижает количество проданных изделий, а снижение цен обычно увеличивает количество продаж. Это главный инструмент приведения спроса и предложения в состояние равновесия, баланса.
Народнохозяйственный комплекс страны состоит из различных блоков - производство, строительство, торговля, сельское хозяйство и т.д., каждый из которых обслуживается своими видами цен. Поэтому одним из важных классификационных признаков является дифференциация цен в зависимости от сферы товарного обращения (см. табл. 1.1.).
Таблица 1.1. - Классификация цен, действующих на внутреннем рынке Российской Федерации
Сфера действия |
Виды цен |
Разновидности цен |
Производство |
Отпускные Оптовые |
Отпускная (оптовая) цена предприятия Трансфертная цена |
Оптовая торговля |
Цены закупки |
- |
Розничная торговля и сфера услуг |
Розничные цены |
Цена предприятий розничной торговли Цена на продукцию общественного (массового) питания Цена на бытовые услуги |
Сельское хозяйство |
Закупочные цены |
Гарантированная цена Цена фактической реализации Средняя цена фактической реализации |
Транспорт |
Тарифы на перевозки |
- |
Строительство |
Сметная стоимость |
Прейскурантная цена Договорная цена |
Другое по теме
Себестоимость и рентабельность выпуска продукции
Себестоимость занимает ключевое место в деятельности любой
организации.
В большинстве отраслей промышленности задание по себестоимости
утверждается предприятием в виде предельного уровня затрат на рубль товарной
продукции.
Показатель затрат на рубль товарной продукции характеризует
урове ...