В рамках общественной собственности следует выделить коллективную, государственную и так называемую общенародную собственность. Коллективная собственность. Коллективной собственность формируется путем ее распределения среди членов коллектива, запятых на определенном предприятии. Как правило, она функционирует в акционерной форме капитала, однако акции могут распределяться исключительно среди работников данного предприятия. Это неделимая общая собственность трудового коллектива, начиная от руководства предприятия и кончая неквалифицированными рабочими.
Коллективная собственность в России представлена, прежде всего, в виде кооперативной собственности колхозов, потребительской и других форм кооперации, а также акционерной собственности и собственности совместных, смешанных предприятий.
Иохин В.Я. отмечает, что несмотря на высокий уровень коллективистских начал в обществе и существование этой формы собственности в виде колхозов (коллективных хозяйств), а также на вновь образовавшиеся коллективные предприятия, эта форма собственности не нашла отражения в Гражданском кодексе РФ. Получается парадокс: де-факто предприятия с коллективной формой собственности есть, а де-юре - отсутствуют. Поэтому требуется устранить этот правовой пробел.
Данная форма собственности получает все большее распространение на Западе. Например, в США таких предприятий насчитывается уже более 10 000. Они пользуются поддержкой государства в виде предоставления им кредитных и налоговых льгот. Это один из способов трансформировать работника в собственника, когда отношения собственности и на рабочую силу, и на средства производства становятся персонифицированными в одном и том же лице.
Относительно собственности общественных организаций следует заметить, что она представляет собой лишь ту или иную модификацию коллективной формы собственности.
Государственная собственность выступает в качестве собственности всех членов общества. Однако реализация отношений присвоения через отношения владения осуществляется государственным аппаратом, который призван олицетворять собой социально-экономические интересы всех слоев населения, профессиональных и социальных групп общества. Отношения распоряжения реализуют, хозяйственные субъекты государственной собственности, т.е. государственные предприятия, которые присваивают часть дохода в форме прибыли на основе отношений распоряжения государственной собственностью.
Реализуя отношения государственной собственности, правительство, прежде всего, должно проводить такую экономическую политику, используя средства от этой реализации, которая бы привела к сбалансированности интересов различных слоев общества, к смягчению социальных противоречий и конфликтов.
Другая проблема заключается в том, чтобы не допустить узурпирования прав собственности общества со стороны государственной бюрократии и использования этой собственности в интересах своего обогащения, или в таких формах, которые накосят экономический, социальный и экологический ущерб обществу.
Что касается общенародной собственности, в свое время закрепленной Конституцией СССР, то она имела чисто правовую трактовку, тогда как с точки зрения экономических отношений собственности она не могла и не может быть реализована в обозри мой перспективе: налицо расхождение, несоответствие юридической формы и экономического содержания. Фактически форма оказалась без содержания.
Общенародная собственность предполагает принадлежность всего общественного достояния прямо, непосредственно и одновременно всем и каждому в отдельности. При этом отношения распоряжения реализовывало бы общество, тогда как отношения владения общенародной собственностью реализовывал бы каждый член общества. Историческая тенденция накопления капитала указывает первоначально на отрицание индивидуальной частной собственности капиталистической частной собственностью, затем - на отрицание капиталистической частной собственности и установление индивидуальной собственности в рамках общественной собственности. Это - отрицание отрицания. Оно восстанавливает не частную, а индивидуальную собственность на основе достижений капиталистической эры, кооперации и общего владения землей и произведенными самим трудом средствами производства, т.е. в рамках общественной собственности.
Другое по теме
Совершенствование ценовой политики и ценовой стратегии предприятия в рыночных условиях (на примере ООО Клементина)
Актуальность темы исследования.
Важнейшим элементом маркетинга является формирование ценовой политики по
отношению к продвигаемым на рынок товарам и услугам.
Суть целенаправленной ценовой политики и ценовой стратегии заключается в
том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьиров ...