Региональная собственность - собственность субъекта Федерации (средства регионального бюджета, региональные внебюджетные фонды, имущество органов государственной власти, региональные земли, природные ресурсы, находящиеся в собственности субъекта Федерации, региональные предприятия и организации, банки и другие финансово-кредитные организации, жилищный фонд субъекта Федерации и нежилые помещения, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество) [15, с. 173].
В отечественной научной литературе представлены две достаточно четкие позиции по этому вопросу. Одна из них состоит в том, что региональная собственность как самостоятельное явление не существует, и на территории субъектов Российской Федерации присутствует некая совокупность различных прав собственности, которые не образуют территориального единства. При этом региональные особенности прав собственности имеют место, но они не существенны и должны рассматриваться исключительно в рамках сложившейся национальной (макроэкономической) модели правомочий собственности.
Другая позиция характеризует региональную собственность как отдельный феномен, политико-экономическую систему, воздействующую на динамику социально-экономического развития региона. При этом не отрицается, что региональная собственность зависима от федеральных норм и правил, но ее специфика столь существенна, что она должна быть самостоятельным предметом для изучения. В подтверждение этой точки зрения обычно приводятся различия в типе приватизационной динамики (интенсивности и скорости осуществления процедур банкротства, трансформаций акционерного капитала и т. д.) в разных регионах России.
Первая позиция, на наш взгляд, сужает взгляд на проблему собственности в регионе и сводит ее до рассмотрения собственности субъекта Российской Федерации как одного из видов государственной собственности. Однако, доля такой собственности в большинстве регионов России не превышает 10-20%, а в некоторых составляет лишь несколько процентов. Поэтому следование этой позиции означает, по сути, выведение вопросов формирования собственности и управления ею из числа экономически значимых проблем региона.
Нами поддерживается вторая, более гибкая и широкая трактовка региональной собственности, основанная на англосаксонской правовой традиции, в рамках которой собственность понимается как делимая совокупность частичных правомочий, динамичных в пространстве и времени. Права собственности на один и тот же актив претерпевают многочисленные трансформации в процессе прохождения природным ресурсом стадий технологической обработки и могут принадлежать многим экономическим агентам. В этом случае региональная собственность рассматривается как целостность (система) и понимается как тесно связанный пучок правомочий на основные активы территории: землю, природные и интеллектуальные ресурсы, имущественные комплексы и т.п., находящиеся в федеральной, субфедеральной, муниципальной, частной собственности.
Учитывая региональную структуризацию собственности и выделение федеральной, субфедеральной и муниципальной ее форм, управление строится на основе совместного ведения государственных органов различного уровня. Государственная собственность является предметом совместного ведения федеральных и региональных органов власти и управления, а муниципальная - объект совместного ведения органов даже трех уровней - федерального, субфедерального и местного [3, с. 209].
Разграничение собственности по трем уровням, безусловно, способствует децентрализации и демократизации, учету особенностей территорий. Однако государственное регулирование, в частности процедуры принятия решений, усложняется, например, если речь идет о создании или ликвидации федерального предприятия, то решения принимаются Правительством РФ по совместному представлению ГКИ, Министерства экономики РФ, соответствующего отраслевого министерства (ведомства), согласованному с органами исполнительной власти субъекта федерации, на территории которого размещается предприятие.
Решения, касающиеся создания (ликвидации) муниципальных предприятий, принимаются с учетом федерального законодательства, правовых актов субъектов федерации и местных представительных органов, изданных в пределах их полномочий, согласуются со всеми заинтересованными сторонами. Кроме органов представительной и исполнительной власти разного уровня (включая комитеты по управлению государственным имуществом) к ним можно отнести ряд органов государственного и местного управления (по земельным ресурсам, охране природы и др.), без санкции которых упомянутые решения не могут быть приняты [7, с. 115].
Очевидное усложнение управленческих процедур при реализации прав собственности на местном уровне требует четкого разделения компетенции и ответственности органов власти. Однако такой четкости в действующем законодательстве не достигнуто, нормативные акты нередко сформулированы без должной конкретизации, что не только затрудняет управление на региональном уровне, но и создает предпосылки для снижения его оперативности.
Другое по теме
Рынок труда и особенности его функционирования
Продукты, необходимые обществу, создаются всеми наличными ресурсами,
вместе взятыми. Еще английский экономист У. Петти считал, что труд - отец
богатства, а земля - его мать. Для производства любого ресурса фирма должна
приобрести производственные ресурсы, которыми прямо или косвенно владеют ...