Важно отметить еще одно обстоятельство. Региональное хозяйство, равно как и собственность, расположенная в его границах, представляет собой единую систему. Все объекты независимо от формы собственности, находящиеся на территории, например, области, взаимосвязаны друг с другом. Поэтому организационная структура управления в регионе также должна отвечать принципу системности, иными словами, содействовать тому, чтобы объекты, относящиеся к различным формам собственности, развивались как целостная система с соблюдением комплексности и необходимых пропорций.
Между тем в соответствии с законодательством федеральные, региональные и местные органы управляют только «своими» объектами, отнесенными к их компетенции. На территории же области (края и других объектов федерации) находится собственность, относящаяся к различным формам и уровням, и функционирует множество органов управления, действия которых не всегда скоординированы между собой. Возникает опасность разрушения регионального хозяйства как системы, так как утрачивается взаимодействие формирующих ее отдельных объектов [5, с. 81].
Для единства управления экономикой региона как хозяйственной системы необходимо, чтобы федеральные и муниципальные владельцы имущества делегировали региональным органам в более широких масштабах полномочия по управлению собственностью определенного круга предприятий.
Что касается предприятий федеральной собственности, то круг таких совместно управляемых предприятий мог бы быть очерчен с использованием критериев, рекомендованных в 1993 г. авторами концепции управления федеральной собственностью. Это предприятия, занимающие доминирующее положение на региональном рынке товаров и услуг; оказывающие существенное воздействие на эффективность развития экономики региона (энергетика, транспорт и т.п.) или на использование региональных факторов экономического и социального развития (например, трудовых ресурсов); осуществляющие разработку природных ресурсов, относящихся к совместному ведению. Заметим, что такие предприятия, по нашему мнению, целесообразно включать в перечень объектов федеральной собственности, передаваемых или продаваемых субъектам федерации в первоочередном порядке.
Аналогичный подход, разумеется, с соответствующими корректировками в отношении значимости предприятия для всего региона мог бы быть использован и по отношению к объектам муниципальной собственности. Возможны и другие варианты организации управления хозяйством региона как единой системой, однако все они должны предусматривать необходимый уровень координации деятельности органов, управляющих имуществом от лица собственников [15, с. 176].
Также в данном параграфе хотелось бы сказать, что динамика сложившихся в регионе правомочий собственности зависит от меняющихся свойств региональных активов (земля, имущественные комплексы, природные, финансовые, человеческие ресурсы); от увязанной с ними подвижной структуры местной экономики; от региональной власти и меняющихся соотношений сил федерального центра, регионов, муниципалитетов; от изменений в экономико-географическом положении региона; от широкой совокупности факторов региональной экономической и социальной (а значит, и духовной, идеологической) жизни.
Конечно, ключевое воздействие на региональную собственность оказывают наиболее ценные активы территории. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе это месторождения нефти, в Магаданской области - месторождения россыпного и рудного золота, в Республике Карелия - лесные ресурсы, в Москве - финансовые и интеллектуальные ресурсы, квалифицированные кадры, в Самарской области - основные фонды бюджетообразующих предприятий автомобилестроения, авиакосмического и нефтепромышленного комплексов. Исходная, относительно выровненная конфигурация прав собственности на основные активы российских регионов (прежде всего - используемые основными бюджетообразующими предприятиями) в 1990-е годы подверглась значительной трансформации и теперь существенно варьирует в разных субъектах Российской Федерации.
Итак, в заключение хотелось бы сказать, что региональная собственность может быть понята как отношения между людьми внутри контура области, края, округа по поводу того, как владеть, использовать, обмениваться основными активами территории (допускать или нет собственников со стороны, как делить доход от использования главных активов). Управление региональной собственностью строится на основе совместного ведения государственных органов различного уровня, а для единства управления экономикой региона как хозяйственной системы необходимо, чтобы федеральные и муниципальные владельцы имущества делегировали региональным органам в более широких масштабах полномочия по управлению собственностью определенного круга предприятий.
Другое по теме
Совершенствование управления системой мерчайндайзинга (по материалам компании ЗАО Тандер)
Рекламная деятельность оказывает значительное влияние на продвижение
товаров и услуг на российском рынке. Актуальность этой темы - однозначна т.к.
реклама является важнейшей частью целенаправленной работы по сбыту товаров и
формированию спроса покупателей, также реклама доводит до покупателя ра ...