Государственное регулирование - это комплекс мер, действий, применяемых для коррекций и установления, основных эконмических процессов. Каждое государство регулирует экономику, т.е. рынок, сферу рынка, бюджет и другие сферы страны. Государство несет ответственность за бюджет, налоги, денежные средства, регулирование кредитного рынка, регулирование внешней торговли, регулирование распределения доходов. У каждого государства есть свои цели и направления на регулирование данной сферы, т.е. бюджета или рыночной экономики.
Государственное регулирование направлено на достижение конкретных целей, имеющих особе значение для общества, эти цели многообразны и зависят от многих обстоятельств, например, от степени общего развития экономики и ее структуры, социальной ориентации страны, отмены ее включенности в мировые экономические связи. Главной целью является обеспечение динамичного сбалансированного развития экономики на основе эффектного использования ресурсов. Во взаимосвязи с этой целью существует набор других конкретных целей, которые образуют так называемое «дерево целей». Среди их можно выделить:
· Достижение высокой эконмической эффективности
· Обеспечение экономической безопасности;
· Поддержание стабильного уровня цен;
· Обеспечение приемлемых темпов эконмического роста;
· Создание системы эффектной занятости населения.
Кроме основных целей государственного регулирования эконмической сферой выделяют также цели второго уровня. К ним относят:
· Свободное развитие общества;
· Обеспечение правового порядка;
· Внешняя и внутренняя безопасность;
В России за последние 10 лет структура выбираемых целей перетерпела большие изменения. Это зависит и от рынка. С каждым днем, годом меняется рынок, а так же и требования и условия к экономике. Если в начале 90-х гг. ХХ в., к основным целям относили обеспечение финансовой стабилизации и преодоление инфляции, то в 90-х гг. - стимулирование инвестиционной активности субъектов экономики.
Цели не должны подменяться средствами их достижения. Например, переход к рынку в России не самоцель, а один из средств достижения экономических целей общества. Поскольку целевые установки неодинаковые по своим масштабам и значению, необходимо определит приоритеты их выполнения.
Так, достижения приемлемых темпов эконмического роста является целью более высокого уровня, нежели обеспечение эффектной занятости населения, стабильного уровня цен и т.д. При этом практика регулирования процессов показывает, что выполнение одной цели может затормозить выполнение другой или даже сделать это невозможным.
Достижения полной занятости находятся в противоречии с обеспечением стабильного уровня цен: чем выше степень занятости, тем выше доходы населения и совокупного спроса. В результате уровень цен тем больше снижается реальные доходы населения и совокупный спрос. В результате уровень цен повышается - наблюдается инфляция спроса. В свою очередь, усиление инфляции ведет к сокращению производства и, соответственно, занятости. Так же существуют конфликты «занятость и внешне эконмическое равновесие», «эконмический рост и окружающая среда» и другие, как показывает опыт развитых стран, наилучшим при выполнении противоречивых целей является использование метода постоянного и мягкого маневрирования, т.е. поперечное частичное выполнение каждой из противостоящих целей.
Другое по теме
Рынок труда как социальная среда распределения и обмена рабочей силы
Что
же такое рынок труда? Вопрос о сущности и содержании рынка труда относится к
наиболее принципиальным вопросам экономической теории. Среди отечественных и
зарубежных ученых нет единства во взглядах относительно сущности понятия «рынок
труда». Одни авторы полагают, что от категории «рынок тр ...