Формирование социального партнерства могло реально начаться и началось тогда, когда появилась организованность рабочих, их профессиональные союзы. До того момента работодатели могли диктовать все свои условия работнику.
Когда же сформировались профсоюзы, капиталистам труднее стало пользоваться своими односторонними преимуществами по отношению к наемным рабочим и они вынуждены были пойти на определенные уступки
В настоящее время в индустриально развитых странах с рыночной экономикой сложились свои национальные модели социального партнерства. идея социального партнерства закреплена в конституциях и законодательстве многих государств, активно проводится в жизнь на практике на всех уровнях экономики - от отдельного предприятия до масштабов страны. например, в Бельгии идея социального партнерства была законодательно закреплена в 1948 году, в ФРГ - в 1952, в Австрии - в 1957, в странах Северной Европы - в 1970-х гг., во Франции - в 1958 году и т. д.
Декларирование на конституционном уровне данной формулы, соответственно, предполагает и проведение государством активной социальной политики. Когда такая политика последовательно проводится, то это, конечно же, расширяет поле социального партнерства в сфере труда. [4, с.76]
Организационные формы и методы регулирования социальных отношений служат предметом непрекращающегося экспериментирования. Эффективность различных моделей, их прочность неоднократно проверялись в периоды тяжелой депрессии и застойной безработицы.
В разных странах Запада процесс формирования двустороннего партнерства, а затем и трипартизма протекал по-разному, со своими особенностями. Тем не менее исследователи этих процессов (В. А. Михеев, например) выявили ряд общих черт.
В рамках социального сотрудничества современного западного общества выделяются два ряда отношений, особенности которых определяют ту или иную модель [фр. modеle - мера, образец]. Это, во-первых, отношения между государственной властью и союзами трудящихся и, во-вторых, отношения профсоюзов с представительными организациями нанимателей.
Модели социального партнерства различаются также по уровням ведения коллективных переговоров для достижения согласия по основным проблемам социально-экономического развития. При этом результат в значительной степени определятся отношениями между объединениями нанимателей и союзами трудящихся, хотя не во всех странах наниматели непременно ведут прямые переговоры с представителями трудящихся.
Диапазон объектов социального партнерства, судя по опыту стран с развитой рыночной экономикой, также может быть весьма широк. однако в каждой стране присутствует своя специфика, зависящая от множества факторов, таких как: модель развития экономики, авторитет субъектов социального партнерства и других. в одних странах приоритеты регулирования складываются в результате длительной эволюции, «саморазвития», в других - административным путем. [4, с. 77]
На основе выработки соответствующих критериев проводится классификация социального партнерства, сформировавшегося в зарубежных странах.
Так, в зависимости от уровня переговорных процессов можно выделить три основные модели социального партнерства.
Первая модель сформировалась на севере Европы - в Швеции, Финляндии, Норвегии, Бельгии. Она характеризуется активным вмешательством государства в трудовые отношения и их регулирование. Кроме того, в этой модели считается важным трехуровневость партнерства: уровень общенациональный, затем отраслевой и, наконец, уровень предприятия. [3]
В Бельгии, к примеру, на высоком общенациональном уровне существует Национальный совет по труду. В него входит равное число участников от каждого из трех партнеров. Государство берет на себя еще и законодательную функцию. На втором, отраслевом уровне создаются "паритетные комиссии". На уровне же предприятия вопросы решаются на двусторонней основе: предприниматели - профсоюзы.
Особенно активно трехстороннее сотрудничество стало складываться на Западе в период мирового кризиса 1929-1933 гг. и сразу после него. Считается, что во многом именно благодаря этому странам, особенно вставшим на путь социальной ориентации, удалось достичь общественного согласия.
Другое по теме
Рынки факторов производства
Спрос
на товары и услуги, причиной которого является спрос на товары конечного
потребления, называется производным спросом.
В
частности, производным спросом является спрос на ресурсы, поскольку он основан
на вкладе этих ресурсов в производство товаров конечного потребления.
Существует
б ...