Если первым критерием классификации социального партнерства выше рассмотрен уровень переговорных процессов, то вторым критерием классификации социального партнерства в разных странах рассматривается уровень участия работников по представительству их интересов в партнерских отношениях. Здесь тоже выделяются три основные модели.
Модель профсоюзного представительства характеризуется тем, что профсоюзы по закону являются представителями работников, притом часто и той части работников, которые не являются членами профсоюзов. Эта модель представлена в США, Канаде, Японии, Великобритании, Ирландии и других странах. [3]
Следует отметить, что в зависимости от особенностей профсоюзов и их поведения эта модель может рассматриваться в виде подмоделей, когда:
¾ профсоюзы ориентированы на сотрудничество с властью;
¾ профсоюзы нацелены на конфликтность с государственной властью.
Модель чистого представительства работников отличается тем, что трудовой коллектив выбирает своих собственных представителей в совет (или комитет) предприятия, которые и ведут переговорный процесс с работодателем. Правда, в основном такой совет (комитет) имеет консультативно-информационные полномочия. Степень обязательности учета мнений совета работодателем должна быть специально определена в коллективном соглашении. Такую модель используют в Испании, Греции, Португалии и некоторых других странах. [3]
Модель смешанного представительства выделяется тем, что в советы, избираемые трудовым коллективом, включаются также представители работодателя. Здесь полномочия совета более широкие, так как совет может участвовать в принятии решений на основе консенсуса. Правда, круг вопросов, по которым могут приниматься решения (трудовой распорядок, охрана труда, условия труда, продолжительность рабочего времени), должен специально оговариваться законодательством либо соглашением. [3]
Например, во Франции глава предприятия по закону обязан ежегодно представлять комитету (совету) доклад о хозяйственном обороте, заработной плате, штатах и их изменениях, об условиях труда. Если же работодатель примет решение по этим вопросам без консультации с комитетом (советом), оно может быть аннулировано в судебном порядке.
Такая модель характерна также для Бельгии, Дании, Ирландии и других стран.
Вывод: в настоящее время в индустриально развитых странах с рыночной экономикой сложились свои национальные модели социального партнерства. идея социального партнерства закреплена в конституциях и законодательстве многих государств, активно проводится в жизнь на практике на всех уровнях экономики - от отдельного предприятия до масштабов страны. например, в Бельгии идея социального партнерства была законодательно закреплена в 1948 году, в ФРГ - в 1952, в Австрии - в 1957, в странах Северной Европы - в 1970-х гг., во Франции - в 1958 году и т. д.
Организационные формы и методы регулирования социальных отношений служат предметом непрекращающегося экспериментирования. Эффективность различных моделей, их прочность неоднократно проверялись в периоды тяжелой депрессии и застойной безработицы.
Модели социального партнерства различаются по уровням ведения коллективных переговоров для достижения согласия по основным проблемам социально-экономического развития.
В настоящее время в западном обществе наблюдаются три модели социального партнерства, каждая из которых опирается на различные варианты взаимодействия основных субъектов:
¾ согласительная модель;
¾ антипрофсоюзная модель;
¾ плюралистическая модель.
Многообразный опыт развития социального партнерства в зарубежных странах Запада подтверждает его эффективность. Социальное партнерство все больше играет роль эффективного фактора социальной стабилизации и устойчивости. А это главное, непременное условие всех других успехов человеческого сообщества, особенно с учетом условий и тенденций начавшегося нового, ХХI века.
Другое по теме
Рынок труда и занятость в Республике Казахстан
В системе рыночных отношений важное место занимает рынок одного из
основных факторов производства - труда. На этом рынке сталкиваются интересы
трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные,
муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на
р ...