Проблема многих российских рынков - широкое использование нерыночных методов конкуренции. Наиболее распространены три ее подвида.
Во-первых, есть рынки, где регулирование способствует нерыночной конкуренции. Возможности рыночной конкуренции обычно ограничиваются местными и региональными администрациями с целью получить ренту или защитить местных производителей, иногда, в свою очередь, служащих источниками ренты. Во-вторых, существуют рынки, где вертикально интегрированные компании действуют по схемам неявного сговора, завышая цену. В-третьих, на ряде специфических рынков структура производственных мощностей еще с советского периода допускает лишь существование монополии (в частности, таковы рынки большинства машиностроительных комплектующих) [1, с. 44-45].
Многие рынки искусственно сегментированы границами регионов. Местные производители на таких рынках связаны с региональными администрациями и сохраняют доминирующее положение на рынке при отсутствии явных конкурентных преимуществ.
Во второй половине 2000-х годов во взаимоотношениях крупнейших российских компаний и их ключевых собственников - физических лиц возникла новая тенденция: на смену модели единоличного владения пришла модель альянса совладельцев. Личные империи, живущие по принципу «только контрольный пакет имеет значение», трансформируются в компании с несколькими влиятельными акционерами, и, зеркально, появляются влиятельные частные инвестфонды, владеющие значимыми, но не обязательно контрольными пакетами акций больших компаний.
Тенденция к вытеснению совладельцев и установлению жестких границ между персональными империями сохранялась и в первой половине 2000-х годов. Единственное отличие от 1990-х: конфликты протекали в более цивилизованной форме и чаще всего разрешались в соответствии с экономической рациональностью: актив обычно доставался совладельцу, которому он был больше нужен с производственной точки зрения (конечно, при условии, что совл дельцы сопоставимы по влиятельности).
Принципиально новый этап начался в 2006 г. На смену модели единоличного владения субъектами крупного бизнеса (основной формой которого к тому времени стала компания) постепенно пришла модель альянса совладельцев. Переход этот состоит в том, что растет число ведущих компаний, где несколько крупных акционеров стремятся активно участвовать в управлении. Зеркально, все больше крупных предпринимателей становятся совладельцами нескольких компаний, в том числе и тех, в создании которых они не участвовали.
Другими словами, в российской бизнес - элите происходит фундаментальный сдвиг от предпринимателей - одиночек, зорко охраняющих границы своих владений, к сложным конфигурациям (переплетениям) предпринимателей - партнеров.
Таким образом, можно утверждать, что в 2000-е годы в российском крупном бизнесе наблюдались два качественных сдвига. В первой половине десятилетия произошла смена основного субъекта, а во второй - смена модели владения с единоличной на альянсную. Сложившаяся конфигурация собственников в российском крупном бизнесе возникла вследствие серии независимых сделок, разных по содержанию, масштабам и значимости для участников. По содержанию можно выделить классические поглощения, расширение компании за счет средств новых акционеров, появление новых акционеров в старом бизнесе, выкуп акций у старых собственников в рамках объединительных проектов [10, с. 123-125].
В 2003-2008 гг. наиболее распространённым было полное приобретение компании-цели, что подтверждает традиционную для российского корпоративного сектора тенденцию к установлению полного контроля. Это характерно практически всех отраслей и регионов, причём чёткая зависимость выбираемого метода слияния или поглощения от отраслевой или географической принадлежности участников сделок не выявлена.
Другое по теме
Совершенствование межбюджетных отношений в субъекте Российской Федерации
Совершенствование межбюджетных отношений выступает непременным условием
построения российского государства на принципах федерализма. От эффективности
межбюджетных отношений в значительной степени зависит не только финансовая
стабильность страны, но и решение важнейших социальных и
государствен ...