На рынке слияний и поглощений доля такой формы интеграции предприятий, как получение полного контроля над компанией, в общем количестве сделок за 2003-2008 гг. достигла 88,2%. Число сделок по приобретению «половины» объекта (либо 50% акций, либо половины доли в уставном капитале) составляет 5,8% общего числа сделок. Приобретение блок-пакета акций, или 26 - 49% компании, встречается в 4,3% сделок. Доля 1 - 2,5% приобреталась в 1,6% сделок [14, с. 27].
Закрытость значительной части сделок по слияниям и поглощениям обусловлена стремлением сохранить конфиденциальность, чтобы не раскрывались данные о бенефициарах и устранить нежелательные транзакции конкурентов, в том числе недружественные поглощения и захваты активов компаний.
Повышение доли «цивилизованных» форм сделок и некоторый спад динамики наиболее одиозных «рейдерских захватов» не означают, что проблема «враждебных (недружественных) поглощений» и криминальных захватов активов предприятий стала в этот период менее актуальной. В 2007 г. в России находилось в процессе развития 107 публичных корпоративных конфликтов, а общая стоимость связанных с ними активов составляла около 7 млрд. долл. По некоторым более общим оценкам, объём враждебных поглощений может составлять до 40% общего объёма публичных сделок.
Вместе с тем активное использование административного ресурса и внерыночных методов для приобретения государством и государственными компаниями активов означает переход системы рейдерства на новый - государственный уровень. Параллельно с созданием госкорпораций возбуждались уголовные дела в отношении собственников некоторых наиболее крупных активов, а изъятые активы в последующем перешли под государственный контроль.
Такие факторы, как высокая концентрация собственности, слабое развитие рыночных институтов и низкая эффективность работы судебной системы, непрозрачность прав собственность прав собственности и коррупция, оказывают системное влияние на все стороны деятельности на российском рынке слияний и поглощений. В свою очередь, низкий уровень прозрачности информации о сделках, отсутствие профессиональных посредников в данной области и активное участие государственных компаний в этих процессах свидетельствуют о проблемах эффективности рынка корпоративного контроля.
Если модель альянса совладельцев в российском крупном бизнесе окажется стабильной в среднесрочном периоде, то это вызовет ряд последствий.
Последствия для компаний:
– при наличии нескольких влиятельных мажоритариев компания лучше защищена от давления со стороны государственных органов, чем при одном хозяине. Для ведомства или отдельного чиновника гораздо рискованнее вступить в конфликт сразу с несколькими крупными предпринимателями;
– ни один мажоритарий (если их несколько) не может гарантированно рассчитывать, во-первых, на решающую роль в управлении;
во-вторых, на любой иной источник доходов от компании, помимо роста курсовой стоимости акций.
Последствия для акционеров:
– появляется дополнительная защита инвестиций, поскольку владелец пакетов акций разнотипных компаний застрахован от отраслевых рисков
– растут совокупные возможности собственников отстаивать интересы компании, поскольку коллективное лоббирование, как правило, более эффективно, чем индивидуальное [10, с. 136-137].
Другое по теме
Система государственного регулирования экономики России
Государство,
как универсальный механизм управления обществом, обязано поддерживать его
экономику. Особенно эта необходимость проявляется в связи с развитием рыночных
отношений практически во всех странах мира.
Для
этих целей правительство разрабатывает принципы экономической политики. О ...