Существует ли у российского предпринимательства активный «инновационный» интерес? Обратимся к данным таблицы.
Таблица 7. Затраты на исследования и разработки (% к ВВП по ППС национальных валют) а 2007 г.; б 2007 г. (в 2008 г. доля бюджетных расходов составила 21,5%, а предпринимательского сектора - 78,5%); в 2006 г.; г 2008 г.; д структура затрат на 2004 г.
Всего |
Государство |
Бизнес |
Прочие источники | ||
национальные |
иностранные | ||||
Японияа |
3,4 |
0,5 |
2,6 |
0,2 |
0,1 |
СШАб |
2,7 |
0,7 |
1,8 |
0,2 |
0 |
Германияв |
2,5 |
0,7 |
1,3 |
0,4 |
0,1 |
Францияв |
2,1 |
0,8 |
1,1 |
0,1 |
0,1 |
Великобританияа |
1,8 |
0,5 |
0,8 |
0,2 |
0,3 |
Китайа |
1,5 |
0,4 |
1,1 |
0 |
0 |
Россияг |
1,3 |
0,6 |
0,2 |
0,44 |
0,06 |
Бразилияд |
1,0 |
0,5 |
0,4 |
0,1 |
0,1 |
Индияд |
0,8 |
0,6 |
0,2 |
0 |
0 |
Как можно видеть, российское государство в процентном отношении к ВВП финансирует исследования и разработки на уровне, сопоставимом со странами - лидерами, но отечественные предпринимательские структуры существенно отстают. Отсюда низкий общий уровень финансирования исследований и разработок в российской экономике.
В чем причина инновационной неактивности предпринимательского сектора? Ответ, лежащий на поверхности - недостаточная инвестиционная привлекательность этого вида предпринимательской деятельности. Действительно, если к добыче полезных ископаемых рентабельность по проданным товарам (работам, услугам) колеблется на уровне 30%, а по активам - на уровне 12- 13%, то в отраслях, создающих нововведения (машиностроение, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования), - на уровне соответственно 8-9 и 6%. Однако такой ответ представляется упрощенным.
Наименьшая инновационная активность наблюдается в наиболее прибыльных отраслях сырьевого комплекса, где удельный вес организаций осуществлявших технологические инновации, составляет 5-7%, а наивысшая (от 15 до 26%) - в низкорентабельных производствах машиностроительного комплекса. В результате снижается технологический уровень российского ТЭКа.
Но если крупные корпорации не предъявляют спрос на инновации, то бессмысленно надеяться на развитие малого инновационного предпринимательства, так как отсутствует спрос на его продукцию (услуги). Может быть дело не в нехватке финансовых ресурсов, даже «длинных»? Один американский менеджер высказал мысль, что если проблемы порождены системой, то даже миллиард долларов не изменит ситуацию, а лишь увеличит число проблем.
Другое по теме
Расчет себестоимости продукции, ее влияние на финансовые ресурсы деятельности организации
На
любом этапе жизни компании неизменно существует задача учета, анализа и управления
затратами. В учете затрат из года в год банально повторяется один вопрос:
"как правильно их посчитать".
Для
решения принципиальных задач - сколько нужно продавать и по какой цене, чтобы
данный п ...