Таким образом, согласно второму подходу, государство не создаёт институциональных условий для инновационной активности предпринимателей. Речь идёт о неразвитости правовой базы предпринимательской деятельности, административных ограничениях, удушающем конкуренцию монополизме, отсутствии значимых налоговых преференций для инноваторов. Соответственно государство должно, прежде всего, формировать институциональные условия для активизации инновационного поведения предпринимателей.
Вместе с тем, её неверно противопоставлять инвестиционно-инновационной активности государства. Лишь органическое сочетание этих двух аспектов выступает необходимым и достаточны условием успеха. Соответственно, стратегия институциональных преобразований должна быть направлена на создание условий для инновационной активности как государства, так и предпринимателей [16, с. 33].
Главным механизмом экономического роста в рыночной экономике служит конкуренция. Инновации - один из инструментов конкурентной борьбы.
Вместе с тем при оценке возможности использовать инновации как инструмент конкурентной борьбы необходимо учитывать связанные с этим высокие риски11. Не случайно развитие инновационного предпринимательства потребовало широкого распространения производных финансовых инструментов (деривативов), страхующих (маскирующих) инвестиционные риски: какой инвестор будет «напрямую» вкладывать собственные средства в инновации с учетом известной неблагоприятной статистики их осуществимости? Поэтому ликвидация монополизма в целях развития конкуренции - необходимое, но не достаточное условие для получения инновационных эффектов.
Как известно, важнейшим условием успешного предпринимательства в России выступает тесное взаимодействие с властными структурами. Конечно, оно осуществляется в любой экономике. Но в данном случае речь идет не о партнерских отношениях государства и бизнеса, а о возможностях властных структур и их представителей влиять на предпринимательскую деятельность, а зачастую - диктовать свою волю.
Речь идёт об огосударствлении отношений присвоения, формирующее фундаментальное неравенство во взаимодействии предпринимателя и государства. Последнее в лице своих представителей в любой момент может лишить собственников возможности присваивать доход от принадлежащего им капитала. В результате экономический интерес предпринимателя направлен не на структурное и технологическое развитие, требующее долгосрочных вложений в материальную базу предпринимательской деятельности и человеческий капитал, а на максимизацию немедленного результата.
Таким образом, стратегическим направлением институциональных преобразований остается разгосударствление отношений присвоения.
Действия предпринимателей, направленные на легитимацию собственности, вряд ли могут осуществляться стихийно по мере постепенного осознания своего стратегического интереса. Как показывает исторический опыт, единственно надежный механизм таких изменений - действие нерыночных институтов гражданского общества. Именно они способны ограничивать эгоистические интересы предпринимателей, с одной стороны, и постоянное стремление государства к избыточному присутствию в экономике - с другой. В странах с социально ориентированной экономикой эти институты образуют важнейший элемент механизма регулирования экономической жизни.
Государство должно ориентировать социально-экономическую активность на решение задач реформирования. Это предполагает отказ от практики определения социально-экономической политики узким кругом «посвященных», привлечение к этой работе широкой общественности в лице как некоммерческих, так и предпринимательских структур [16, с. 34-38].
Заключение
На протяжении ХХ века в России господствовала командно-административная экономика, которая устанавливала следующие приоритеты: экономическая власть централизована; рынок не выполняет функцию регулятора экономики; поведение субъектов рынка опосредовано наличием общей цели, общий интерес доминирует над личным или по крайней мере стесняет его [5, с. 69].
Указанные черты привели к тому, что в СССР со временем стали все больше проявляться и нарастать отрицательные ее последствия: снижение эффективности производства; преобладание экстенсивного типа развития; невосприимчивость экономики к достижениям научно-технического прогресса. На рубеже 80-х - 90-х гг. наступает системный кризис и, по сути дела, происходит крах советской экономики, который обусловил необходимость перехода к рыночной экономике.
Переходная экономика - особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует в период перехода от одной экономической системы к другой. Здесь происходят изменения не внутри устоявшейся системы, а переход от одной системы организации хозяйства к другой. Основные задачи переходной экономики:
· трансформация отношений собственности
· либерализация экономики
Другое по теме
Система анализа использования материальных ресурсов предприятий
Сегодня всё больше предприятий адаптируются к рынку. Целью любой
предпринимательской деятельности является получение возможно большей прибыли
при минимальных затратах на производство. В мире ограниченных ресурсов фирмы
вынуждены платить за факторы производства. Преуспевающие бизнесмены прекрасн ...