Антимонопольное законодательство РФ состоит из Конституции РФ, Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ.
На основе и в соответствии с Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» осуществляется контроль за использованием гражданских прав в целях ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Законом запрещено органам государственной власти и местного самоуправления принимать акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность участников предпринимательской деятельности, а также создают дискриминирующие или, наоборот, благоприятные условия для деятельности отдельных предпринимателей, если это ведет к ограничению конкуренции или ущемлению интересов остальных участников рынка.
Закон признает недействительными соглашения между потенциальными конкурентами, занимающими в совокупности доминирующее положение на рынке, если такое соглашение направлено на существенное ограничение конкуренции.
Доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.
При этом распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предпринимателю либо нанести ущерб его деловой репутации, ввести потребителей в заблуждение; некорректное сравнение в рекламе производимых или реализуемых товаров с товарами других производителей или продавцов; самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товаров другого производителя; получение и использование различной научно-технической, производственной или торговой информации, включая информацию, составляющую коммерческую тайну, без согласия владельца расцениваются как недобросовестная конкуренция и запрещены законом. Если действия предпринимателя или юридического лица, занимающего доминирующее положение на рынке, имеют или могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан, то говорят о злоупотреблении доминирующим положением. Оно может проявляться, например, в изъятии из обращения определенного товара с целью создания дефицитного спроса на него и как следствие повышения цены; навязывании при заключении договоров с контрагентами своих условий, невыгодных для них или дискриминирующих по сравнению с другими; создании условий, препятствующих другим субъектам хозяйствования в выходе на рынок со своими товарами и услугами; согласии заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован; создании препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; нарушении установленного нормативными актами порядка ценообразования; установлении монопольно высоких (низких) цен; сокращении или прекращении производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства, необоснованном отказе от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара и др.
Законом установлен также порядок государственного контроля:
за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений в целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением коммерческими организациями или ограничения конкуренции. Например, федеральным антимонопольным органом осуществляется государственный контроль за слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. МРОТ. Контроль также устанавливается за ликвидацией и разделением (выделением) государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тыс. МРОТ, если это приводит кпоявлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%, за исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда;
Другое по теме
Роль инвестиций в социально-экономическoм развитим Республики Беларусь
Актуальность исследования. Одним из ключевых факторов
социально-экономического развития Республики Беларусь в целом и отдельных ее
регионов является инновационная деятельности национальной экономики,
наращивание экспортного потенциала страны путем проведения
технико-технологического перевооруж ...