Другое направление в трактовке заработной платы представлено английским экономистом А. Маршаллом. Он выдвинул два фактора, определяющих заработную плату, - предельная производительность труда (производительность труда добавочного работника) и издержки воспроизводства, обучения и содержания работников. Необходимость введения предельной производительности труда диктовалась тем, что работники трудятся неодинаково: одни более производительны, чем другие (одни работники более физически развиты, умелы, имеют более высокую квалификацию, чем другие). Это выражается в том, что работники создают предельные продукты разной величины, а поэтому получают разную заработную плату.
Оба названных фактора находятся в единстве. Предельная производительность труда определяет спрос на него, а издержки воспроизводства, обучения и содержания работников лежат в основе предложения труда. Взаимодействие спроса и предложения труда на рынке и определяет уровень заработной платы.
Одним из направлений трактовки зарплаты как цены труда в экономике является теория человеческого капитала. Под ним понимаются инвестиции в развитие знаний, навыков и способностей человека, повышающих эффективность труда, т.е. расходы на образование. Инвестиции в человеческий капитал со временем компенсируются увеличением доходов.
Те, кто больше вкладывает в образование, получают более высокие доходы на протяжении трудовой деятельности по сравнению с теми, кто сделал меньше инвестиции в образование. Разница в доходах может быть определена, и рассчитана норма дохода на инвестиции в среднее и высшее образование:
Yn=Xo + RCn + Ef,
где
Yn - зарплата человека, имеющего n лет образования
Xo - зарплата человека с нулевым образованием
Cn - объем инвестиций в течение n лет образования
R - текущая норма отдачи вложений в образование
Ef - «потерянные заработки», т.е. доходы, потерянные учащимися в период обучения из-за невозможности совмещать учебу с работой.
Теория человеческого капитала показывает, что в основе заработной платы лежит некая объективная причина - затраты на образование, книги, поддержание здоровья и пр., а также и тот доход, который индивид мог бы заработать, если бы во время учебы индивидуум работал бы по специальности, не требующей специального образования. Школьное образование финансируется государством. Профессиональное обучение осуществляется за счет собственных финансовых ресурсов индивида, так как эти затраты компенсируются в будущем повышенными доходами. Как наниматели, так и нанимаемые, выигрывают от расширения инвестиций в человеческий капитал. Наниматели выигрывают от возможности повысить квалификацию своих рабочих, управляющих физическим капиталом, в который они вложили деньги. Нанимаемые выигрывают не только от перспективы служебного продвижения и от повышения заработной платы, но и от расширения возможностей на рынке труда, которое обеспечивает образование. Государство же только помогает индивидам преодолевать ограниченность рыночного механизма путем предоставления субсидий и кредитов.
Таким образом, в результате накопления человеческого капитала возникает дифференциация заработной платы, определяемая существованием качественных различий в образовании, навыках и способностей людей.
Дифференциация заработной платы определяется также тем, что работы, совершаемые в грязных помещениях, связанные с нервными стрессами, сезонные увольнения, длительное монотонное обучение, ночные смены, как правило, менее привлекательны для людей. Чтобы привлечь рабочих на эти места, приходится поднимать заработную плату. Различия в заработной плате, которые призваны просто компенсировать недостатки тех или иных рабочих мест, называются «выравнивающими различиями». В то же время работы, которые особенно престижны или привлекательны, находится много желающих, в результате вознаграждение за их труд падает.
Другое по теме
Расчет показателей эффективности использования ресурсов предприятия ООО Завод готовых теплиц
Успех предпринимательства зависит в значительной мере от избранной сферы деятельности, организационно-правовой формы предприятия, стратегии и тактики управления.
Решая проблему создания нового предприятия, предприниматель должен избрать сферу деятельности, учесть возможности вложения в дело собственного и за ...