На рынок труда оказывает влияние и монополия продавца рабочей силы. В данном случае монополистом может выступить какой-либо сильный профсоюз. Он может поднять цену труда выше равновесной и поддерживать ее, сокращая предложение труда. При повышении зарплаты работодатель вынужден часть рабочих уволить или трудоустраивать их через профсоюз (только членов профсоюза). Последний ограничивает прием новых членов в сам профсоюз. Подобные профсоюзы в некоторых странах создаются на отдельных предприятиях и являются закрытыми, например, в США профсоюзы каменщиков, столяров, водопроводчиков (модель рынка труда с учетом деятельности профсоюзов).
Но встречаются ситуации, когда силы работодателей и профсоюзов бывают равны, тогда взаимодействие спроса и предложения осуществляется по схеме, близкой к конкурентному рынку (модель двусторонней монополии). Дж.М. Кейнс выявил ограниченность представлений классической школы по вопросам функционирования рыночного механизма. В своей макроэкономической теории занятости он исходил из определяющей роли совокупного спроса в обществе, который управляет реальным объемом производства и, следовательно, спросом на труд. Кейнс показал, что у государства есть реальные возможности обеспечить эффективный спрос в экономике с помощью проведения стимулирующей кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики. А эффективный спрос позволит при той же реальной заработной плате, определяемой классиками (а позже неоклассиками) как равновесная цена труда, занять большее число желающих работать, снизить безработицу, т.е. точка равновесия сместится вправо.[4]
Схематически это показано на рис.
Увеличение совокупного спроса и производства (занятости) по Кейнсу
С увеличением совокупного спроса с AD1 до AD2 реальный объем производства и занятости увеличивается с Q1 до Q2 при неизменной цене Р1 (реальной заработной плате). Вместе с тем точка D (пересечение кривых совокупного спроса AD2 и совокупного предложения AS2) показывает предел позитивного воздействия роста совокупного спроса и повышение реального объема производства и занятости. Она показывает не только эффективный спрос, но и эффективную занятость, т.е. состояние, при котором совокупная занятость в случае дальнейшего ее увеличения (за пределы точки D) не реагирует на повышение совокупного спроса ростом реального объема продукции. Кривая совокупного предложения (AS2) резко устремляется вверх. Иначе говоря, дальнейшее увеличение совокупного спроса (за пределы AD2) провоцирует инфляционный рост, т.е. увеличение ценового, а не физического объема производимой продукции (Q2).
Четвертый компонент - безработица и социальные выплаты, связанные с ней, является обязательным для современного цивилизованного рынка труда. Действие законов рыночного хозяйства сопровождается постоянным высвобождением с предприятий и привлечением на предприятия рабочей силы. При этом число принимаемых работников не перекрывает полностью число увольняемых. В результате возникает и постоянно поддерживается безработица. Значительная часть безработных нуждается в определенной помощи в поиске работы, переподготовке, в материальной поддержке на период отсутствия работы и заработка. В XX в. сначала более развитые, а затем все большее число государств стали принимать законы о занятости населения, в которых предусматривается такая помощь, в том числе компенсации при увольнении, выплаты пособий по безработице, оказание материальной помощи.
Другое по теме
Совершенствование ценовой политики и ценовой стратегии предприятия в рыночных условиях (на примере ООО Клементина)
Актуальность темы исследования.
Важнейшим элементом маркетинга является формирование ценовой политики по
отношению к продвигаемым на рынок товарам и услугам.
Суть целенаправленной ценовой политики и ценовой стратегии заключается в
том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьиров ...