Цена рабочей силы - это цена жизненных средств, которые необходимы для нормального воспроизводства рабочей силы. Но она не автоматически выплачивается наемным работникам, а является предметом договора (торга) между ними и работодателями. В результате, каждый из них выступает со своей ценой. Наемный работник (продавец) старается подороже продать, а работодатель (покупатель) стремится подешевле купить. В итоге договорная заработная плата устанавливается на уровне ниже цены продавца, но выше пены покупателя.
Графически взаимоотношение работодателей и наемных работников можно выразить с помощью кривых спроса и предложения. Наиболее общее представление об этом процесс дает модель спроса и предложения, излагаемая в версии представителей классического и неоклассического направления экономической мысли.
Спрос и предложение на рынке труда
На рисунке видно, что если под действием каких-либо факторов заработная плата снизится до уровня W1, то в этом случае часть работников может уволиться. Предложение труда составит величину S1. При сохранении спроса на производимый товар спрос на рабочую силу будет равен D1, т.е. возникнет дефицит рабочей силы. В результате между работодателями возникает конкуренция за наем рабочей силы. Они будут стараться повысить воз-награждение за труд, чтобы привлечь рабочих на свои предприятия. В результате заработная плата может возрасти до величины W2. При таком уровне заработной платы предложение труда возрастет до величины S2. Но такое вознаграждение может повысить издержки работодателей и обусловить повышение цен на товары. Тогда реализация их будет затруднена. Поэтому работодатели будут вынуждены или сократить производство, или снизить заработную плату. Спрос на рабочую силу упадет до величины D2. Конкуренция между наемными работниками облегчит задачу снижения уровня заработной платы работодателями. В результате работники будут снижать свои требования к уровню зарплаты. Она понизится до W0, где спрос и предложение уравняются, интересы работодателей и работников совпадут. Рынок придет в состояние равновесия. Это не значит, что на предприятиях не будет других вознаграждений. Но зарплата на уровне W0 станет доминирующей, с которой будут считаться работодатели и работники. Данная цена труда (зарплата) становится равновесной. Следовательно, равновесная цена - это такая цена труда, при которой объем спроса равен объему предложения. Так действует модель конкурентного рынка.[1]
В указанных зависимостях проявляется действие законов спроса и предложения, конкуренции, стоимости, общественной полезности рабочей силы и предельной производительности труда. Наиболее полно они проявляются на чисто конкурентном рынке. Но сегодня такой рынок - лишь идеальная модель. На рынке труда действуют силы, которые могут диктовать свои условия. Так, на него оказывает сильное воздействие монопсония (монополия) покупателя. Монопсонисты (например, крупные фирмы, от которых зависит экономика многих мелких и даже крупных городов) могут диктовать цену труда в сторону ее понижения, если работникам больше некуда трудоустроиться, ибо количество предприятий в таких населенных пунктах невелико.
Другое по теме
Рынок труда в Санкт-Петербурге
Маркетинг - это рыночная концепция управления
производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью фирм и предприятий,
направленная на изучение предпринимательской среды, рынка, конкретных запросов
потребителей и ориентацию на них производимых товаров и услуг.
Цели маркетинга - формир ...