В целом, в современной экономике, чтобы преуспеть, продавцы должны постоянно заниматься повышением конкурентности своих позиций.
Значение конкуренции:
. Конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений - производителей и потребителей. Равновесие создаётся и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать определённого контрагента из нескольких или многих продавцов какой-либо нужной ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца - добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своей продукции. Возможность выбора - это возможность влияния на контрагента. Если, например, вас не устраивает качество показа фильма, вы имеете право наказать это предприятие, отказав ему в посещении, и стать регулярным клиентом другого кинотеатра. Отдавать теперь именно ему свои денежные средства. Таким образом, конкуренция оказывается влиятельным инструментом воздействия одной стороны обмена на другую.
. Конкуренция создаёт одно из главных условий, которые необходимы для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование - это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок, как саморегулирующая система, действенен только при наличии конкуренции.
. Конкуренция выступает как система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Но не все предприятия выдерживают эту проверку, в результате конкуренции определённая часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть поле «экономических игр».
. Конкуренция создаёт заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно - техническом обновлении производства. Например, доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности. Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг - заработная плата - в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей. Как правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему довольно больший доход. Значит, здравомыслящий человек не может, не заботится о качестве своего ресурса труда.
Все предприятия ведут ценовую и неценовую конкуренцию. Чтобы победить, т. е. завоевать большую сумму денежных средств потребителей, нужно снизить издержки. Совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над её новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, и количество самих работников, то есть увеличить количество рабочей силы.
. Свободная или совершенная конкуренция. Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции
Рыночные отношения всегда представлены парными отношениями производителя и потребителя. Эти отношения выступают в виде связей между производством и потреблением в качестве предложения и спроса.
Поведение потребителя и производителя определяются двумя законами:
Ø законом предложения - если прочие условия остаются неизменными, то продавец создаёт и предлагает для реализации больше товаров при повышении цен и меньше - при их понижении.
Ø законом спроса - при прочих равных условиях покупатель приобретает больше товаров при понижении цены меньше - при их повышении
Для примера можно выразить спрос через количество предлагаемых для реализации товаров и через их цену, тогда получим кривую спроса, отражающую строго определённую зависимость: чем ниже цена, тем выше спрос. Рыночный спрос представляет собой совокупный спрос всех покупателей данного товара по данной цене. Это можно проиллюстрировать с помощью таблицы на примере кофе в банках. (таб.1)
При повышении цены (P) спрос (D) падает, а предложение (S) растёт. DD- кривая спроса; SS- кривая предложения. При наложении кривой спроса на кривую предложения можно определить рыночное равновесие, которое происходит в точке E при пересечении кривых DD и SS. Цена в точке E называется равновесной. В этой точке между предложением b спросом устанавливается рыночное равновесие. При цене 250 возникает дефицит в размере A 1B1; при цене 700 - излишек AB. (рис.1) Отсюда следует отметить, что при свободной конкуренции рыночный механизм с помощью колебаний цен и изменения количества предлагаемого товара устанавливает соответствие между спросом и предложение, рынок становится равновесным.
Другое по теме
Совершенствование организационных структур управления предприятием в рыночной экономике
Концепция долгосрочного комплексного развития должна предусматривать и
развитие системы управления как направляемого процесса ее совершенствования,
т.е. приведение организационной структуры и организационного механизма в
соответствие с целями управления. Направленность этого процесса обеспечива ...