Конкуренция (от латинского concurro - «сбегаюсь», «сталкиваюсь») - столкновение интересов, их соперничество является одним из элементов нашей жизни. Можно даже сказать о том, что она наполнена соперничеством интересов. Конкуренция является достаточно широким понятием, охватывающим едва ли не все сферы человеческой жизнедеятельности. Конкуренция всегда выступает как результат редкости, ограниченности.
Конкуренция в экономике - процесс борьбы (соперничества) между участниками рыночных отношений за наиболее выгодные условия производства, распределения, обмена и потребления продуктов с целью максимизации полезности (для потребителей) или прибыли (производителей).
Соперничающими участниками являются производители (продавцы) и потребители (покупатели) товаров. Лучшая реализация экономических интересов для продавцов будет означать получение в результате продажи товаров большего денежного дохода, а для покупателя - получение меньшими денежными затратами большего количества необходимых товаров и услуг. Конкуренция среди продавцов ведётся за деньги покупателей, а среди покупателей - за товары продавцов.
Конкуренция покупателей может вестись:
1. Денежными средствами, то есть готовностью заплатить больше денег за желаемый товар. Получается некий аукцион, имеющий множество постоянно действующих мест или точек проведения. Победителями становятся те покупатели, которые достигли перевеса в предложении количества денег за товар. Такая форма конкуренции покупателей является основной, абсолютно преобладающей. Она улавливает экономический интерес продавца, который стремится максимизировать свой доход.
2. Завоеванием особого отношения у тех, кто располагает благами. Родственные, дружественные или какие-либо другие привилегированные отношения некоторых покупателей с продавцами могут повысить конкурентоспособность этих покупателей, обеспечить их лучшую доступность к благам. Это может касаться получения кредита, экономических ресурсов и потребительских товаров, заключения договора на аренду помещения, получения работы, места для обучения в престижном ВУЗе, льготной путёвки в профсоюзном комитете и т.д. Эти примеры иллюстрируют реальность, одновременно указывая на то, что формы человеческого сотрудничества не являются совершенными.
. Применением особых личных данных в получении желаемого товара или услуги. Например, если цена на какой-то товар фиксируется государством, а спрос на него при данной цене значительно превышает предложение, то денежные возможности становятся абсолютно бесполезным инструментом в законном соперничестве за приобретение данного товара. Он становится дефицитным, не задерживается на витринах. Тогда покупатели пускают в ход другие средства. Одни из них пытаются предвидеть, когда и где наиболее вероятно появление дефицитного товара. Другие готовы проявлять свою физическую выносливость и силу, втискиваясь в переполненный трамвай или автобус, добиваясь, тем самым получения транспортной услуги или же выстаивая многочасовые очереди. Такие явления наиболее заметны в условиях централизованно-плановой экономики.
Конкуренция продавцов может вестись путём:
1. Использования ценовых методов. Цель продавца - максимизация денежных поступлений от реализации своих товаров. Денежный доход зависит от физического объёма производства и цены за единицу вырученного товара. Можно также выделиться среди конкурентов, устанавливая, более низкую цену на товар. Именно это и привлечёт внимание потребителей: при прочих равных условиях они увеличат покупки у данного продавца и, тем самым, произойдёт отток денежных поступлений у других продавцов. В основе более низкой, по сравнению с конкурентами, цены могут лежать меньшие издержки на производство и реализацию товара или стремление за счёт уменьшения прибыли на единицу товара, увеличив её общую массу за определённый период времени. Ценовое соперничество может принимать довольно острые формы. Нередко оно именуется как ценовая война, и может быть направлено на полное подавление всех существующих конкурентов.
2. Использование неценовых методов. Деньги покупателей привлекаются действиями, не связанными с манипуляциями цен на товары. Продавец стремится обеспечить наивысшее качество своего товара, а также создать благоприятные условия для его последующего обслуживания (к примеру, открытие сервисного центра по ремонту бытовой техники). Продавец стремится вести активную маркетинговую деятельность - «изучать» потребности покупателей, выявлять тенденции, нюансы, чтобы соответствующим образом реагировать на них, и, тем самым, догонять и опережать конкурентов. Активно используются СМИ, в частности, реклама, которая информирует потенциальным покупателям о товаре, пропагандирующая его отличительные характеристики и свойства.
Другое по теме
Анализ организации и оплаты труда на примере МОУ Детский дом № 2
При
переходе к рыночной экономике произошли кардинальные изменения во многих сферах
экономической деятельности, в том числе и в системе оплаты труда. Складываются
новые отношения между государством, учреждением и работником по поводу
организации труда. Переход на рыночные отношения внес измене ...