В Украине предприятия, у которых появляется необходимость в финансовом оздоровлении сталкиваются с некоторыми проблемами. Одной из главных таких проблем можно назвать налоговое законодательство Украины, поскольку согласно Закону Украины «О налогооблажении прибыли предприятия», предприятие-должник должно оплатить налог на прибыль с сумм, полученных в виде безвозвратной финансовой помощи, то есть 30% от этих сумм.
Более того, исходя из положений налогового законодательства, оказание финансовой помощи возможно для субъекта-донора только с чистой прибыли (то есть после «очищения» дохода). При этом суммы финансовой помощи не исключаются из состава объекта налогооблажения налогом на прибыль. Это фактически означает, что сумма, которая направлена на финансовое оздоровление, налогооблагается дважды.
Именно поэтому метод привлечения средств для осуществления финансовой санации в украинской предпринимательской практике не получил распространения, поскольку он является невыгодным как для собственника предприятия, так и для самого предприятия. [7, с. 113-114]
Угроза банкротства и обусловленные этим экономические и социальные последствия заставляют персонал, который работает на предприятии, делать свой вклад в финансирование санации. Основной целью участия персонала в санации предприятия является надежда в сбережении рабочих мест.
Особенно часто такая ситуация наблюдается в период общего экономического спада, когда дефицит альтернативных робочих мест обуславливает зависимость работников от данного предприятия.
Финансирование санации персоналом возможно при помощи:
- отсрочки или отказа от вознаграждения за результаты хозяйственной деятельности;
- выдача работниками ссуд;
- приобретение акций данного предприятия.
На сегодняшний день действующее законодательство не предусматривает случаев и порядка отказа (полной или частичной) персонала предприятия-должника от вознаграждения или рассрочки таких выплат. Более того, в современном украинской правовой сфере существует тенденция борьбы с задержками заработной платы и других видов вознаграждения. Об этом свидетельствует Криминальный кодекс Украины ст. 175. [7, с. 118-119]
Данная форма финансирования применяется нередко, однако в основном в небольших субъектах хозяйствования, так как на практике она оказывается наиболее конфликтной. Данная форма может быть применена в случае с ООО «Хлебокомбинат Царь-Хлеб» лишь в случае отсрочки вознаграждения за результаты хозяйственной деятельности, так как остальные случаи наименее результативны для данного случая.
Для проведения финансовой санации могут быть привлечены кредитные ресурсы. При этом правовое регулирование в данном случае будет осуществляться на общих принципах кредитования.
Для проведения финансовой санации могут быть выданы только краткосрочные кредиты, то есть кредиты до одного года. При этом следует учесть, что за поставленный срок (один год) расчитываются, выходя к моменту получения (зачисления на счёт должника или оплаты платёжных документов долгового счёта должника) до полного погашения кредита и процентов за его эксплуатацию. Это очень короткий срок для выведения предприятия-должника из финансового кризиса. То есть, взяв кредит на этот срок для проведения финансовой санации, наиболее вероятно, что заёмщик не сможет его вернуть.
Привлечение кредитных средств для проведения финансовой санации обязательно должно быть обезопасено наличием либо залогом (имуществом, имущественными правами, ценными бумагами), или гарантиями (банка, финансами или имуществом третьего лица), или другими свидетельствами (поручение, свидетельство, страховой организации). Исходя из того, что предприятие-должник находится в достаточно трудном положении, сложно ожидать, что кто-то выступит его поручителем. Одновременно наиболее вероятно то, что его имущество будет находиться под налоговым взносом, а процедура повторного залога очень сложная. И есть очень маленькая вероятность того, что в данной ситуации на неё согласится кредитное учреждение.
Также кредитные соглашения могут рассматриваться по уровням риска как кредиты с повышенным риском, что фактически означает установление огромных процентных ставок для предприятия-должника.
С совершенно другой стороны рассматривается некомерческий кредит, который выделяется государственными и негосударственными фондами под проведение программ финансового оздоровления предприятий. Законодательство Украины имеет такую практику, которая нашла своё отображение в действующем законодательстве. Такие кредиты выдаются под конкретные планы санации, разработка которых в таком случае становится наиболее важным вопросом. Такие кредиты имеют чётко определённые цели использования, которые очень жестко контролируются со стороны предприятия-донора. При этом следует учитывать то, что иностранная помощь предоставляется предприятиям-должникам, в функционировании которых заинтересован зарубежный капитал.
Другое по теме
Система национальных счетов и ее развитие
Системой
национальных счетов является система классификаций и показателей, используемых
для описания результатов, полученных за заданный период, на уровне рыночной
макроэкономики данной страны. Данные, содержащиеся в системе национальных
счетов, охватывают все стороны экономики. Информация, к ...