Привлечение инвестиций в экономику является одной из важнейших задач любого государства, так как инвестиции, по сути, определяют развитие страны в целом и отдельных отраслей промышленности в частности. Они также содействуют улучшению в сфере занятости, увеличению поступления в государственный бюджет, развитию импортозамещения, конкурентной среды, диверсификации экономики.
В связи с этим особую значимость приобретает функционирование СЭЗ, к основным целям которых и относится привлечение инвестиций, наращивание производства экспортоориентированной и импортозамещающей продукции на основе новых и высоких технологий в интересах регионов и страны в целом. Поэтому возникает необходимость в разработке эффективных моделей инвестиционной политики.
Актуальность разработки Национальной программы привлечения инвестиций в Республику Беларусь обоснована в Постановлении Кабинета Министров от 22 июля 1995г. №319. Целью данной программы является разработка комплекса мер по увеличению потока отечественных и иностранных инвестиций в национальную экономику.
Основные задачи, поставленные на 2002-2010 гг. таковы:
- улучшение инвестиционного климата во всех отраслях промышленности;
- восстановление инвестиционного потенциала и развитие собственных инвестиционных возможностей организаций республики;
- увеличение инвестиционного потенциала банковской системы;
- увеличение объемов иностранных капиталовложений.
Свободные экономические зоны - это один из важнейших способов привлечения внешних инвестиций в определенные отрасли экономики, способствующий развитию и всей экономики в целом. Об этом говорится и в законе Республики Беларусь «О свободных экономических зонах».
В каждой СЭЗ должен устанавливаться специальный правовой режим в целях:
- создания благоприятных условий для инвестиций и развития отдельных регионов и экономики Республики Беларусь;
- внедрения наиболее прогрессивных ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий;
- содействия международной интеграции и сотрудничеству;
- гармоничного сочетания на основе Конституции Республики Беларусь республиканских и местных интересов, интересов субъектов хозяйствования и граждан [6, c. 1-2].
Закон о СЭЗ в любой стране должен включать детально разработанный раздел о льготах. В нём целесообразно указать, что предприниматели зоны освобождаются от налоговых пошлин и налогов при ввозе на территорию СЭЗ сырья, капитала, оборудования и других ресурсов, необходимых для обеспечения эффективного использования инвестиций. Авторы рекомендаций пояснили, что это стандартное правило для любой СЭЗ.
Второе стандартное правило любой СЭЗ состоит в том, что предприниматели зоны освобождаются от экспортных налогов, пошлин, экспортных выплат и квот, налога на добавленную стоимость, специальных налогов и любых других экспортных ограничений, за исключением утверждённых международными соглашениями на товары, производимые или собранные на территории СЭЗ и экспортируемые с незональной территории страны.
Предприниматели СЭЗ освобождаются от подоходного налога и налога на прибыль на 5 лет, начиная с момента получения первой прибыли. В течение следующих пяти лет предприниматели зоны облагаются подоходным налогом в размере 50% от нормальной ставки, при этом сумма налога, выплачиваемого во все бюджеты не должна превышать 25% от полученного дохода. По истечении второго пятилетнего периода предприниматели зоны платят подоходный налог по общепринятой в данной стране ставке, но при этом подоходный налог, выплачиваемый во все бюджеты, не должен превышать 25% дохода. В любой период, если ставки налогов превышают 25%, то во все бюджеты налоги выплачиваются с пропорциональным уменьшением, чтобы в целом выплаты не превышали 25% дохода [5.с.39].
На мировом рынке инвестиций данные льготы применяются в случае использования этих инвестиций в СЭЗ. Они призваны обеспечить окупаемость инвестиций в период, когда риск капиталовложений наиболее высок. Эти льготы нельзя рассматривать, как экономический ущерб для принимающей стороны, так как в противном случае крупные иностранные инвестиции не будут поступать.
Специалисты, прибывающие для работы на предприятиях СЭЗ, должны иметь оформленные в законодательном порядке права и обязанности. Например, импортные товары, ввозимые для их личного пользования, освобождаются от таможенных пошлин и налогов, включая НДС на жильё, на определённое количество автомобилей, приборы и электронную технику. Эти товары должны быть вывезены или переданы другому лицу в случае прекращения работы на территории донной страны. Однако, если будет обнаружен факт злоупотребления таможенными льготами, то административный комитет зоны может аннулировать документ об освобождении от уплаты налогов иностранными физическими и юридическими лицами, действующими в СЭЗ.
Авторы рекомендаций также считают целесообразным чётко определить порядок пользования землёй на территории СЭЗ.
Другое по теме
Трансформация отношений собственности в России
В
развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии
товарного производства решающую роль играет собственность.
Для
перехода к рыночной экономике необходим ряд условий, среди которых важнейшим
является наличие многообразных форм собственности. Обоснование не тол ...