В целом рекомендации, содержащиеся в документе «Всемирной ассоциации зон», не выходят за пределы международно признанной практики. В РБ при разработке законодательства о СЭЗ, максимально использовались данные рекомендации.
Одним из главных стимуляторов для развития СЭЗ является система льгот инвесторам, которые прежде чем вкладывать капитал заинтересованно изучают предоставляемые им условия льгот (cм. приложение Б).
Каждая страна или тот или иной её регион при создании СЭЗ определяют свой набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и связана с реализуемыми на её территории программами и проектами. Однако в экономической литературе выделяют четыре основные группы льгот:
. Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций.
. Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на зарплату, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения.
. Финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др.
. Административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.
В результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских СЭЗ в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости капитальных вложений (считается нормальным, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года) [2.с.18].
Однако льготы, предоставляемые свободным экономическим зонам, не всегда являются главным стимулом для притока в страну иностранного капитала. Более существенными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др. Вместе с тем, при таких равных условиях на первый план выступают предоставляемые зоной льготы.
Если ограничения деятельности иностранного капитала в СЭЗ редки и незначительны по своим масштабам, то стимулы, наоборот, многочисленны и разнообразны. Дополнительно к беспошлинному импорту и экспорту они могут включать:
частичное или полное освобождение от подоходных налогов, местных муниципальных налогов и сборов, арендной платы;
разрешение на осуществление капиталовложения в любой форме;
снятие любых ограничений на производство, экспорт и импорт легально выпускаемых товаров и услуг;
финансирование предприятий, зарегистрированных в СЭЗ, из государственных источников форме беспроцентных или льготных займов на осуществление конкретных инвестиционных проектов;
создание особого валютного режима: сведение до минимума валютного контроля, обеспечение конвертируемости национальной валюты и возможности свободной репатриации прибылей.
Функционирование свободных экономических зон в промышленно развитых странах свидетельствует о том, что в основе их успеха лежит, с одной стороны, хорошее планирование начальных стадий их развития, а с другой - гибкость управления зонами. Изменяющаяся ситуация в мировом хозяйстве (научно-техническая революция, конкуренция между международными корпорациями, изменения в курсах валют, в системе международного обмена и др.) влияет на развитие свободных экономических зон и, соответственно, требует адекватного реагирования на эти изменения.
Социально-экономические выгоды от создания зон (внешнеторговых в США, "Шеннон" в Ирландии и др.) достаточно весомы. Эти зоны создали значительное число рабочих мест, оживили международный торговый обмен, повысили внешнеторговую результативность, научно-производственный потенциал этих стран и др. Важным аспектом деятельности СЭЗ в промышленно развитых странах является то, что они работают не только на мировой, но и на внутренний рынок.
Свободные экономические зоны, функционирующие в развивающихся странах, имеют ряд общих черт и моментов развития. Так, наибольшее распространение в этих странах получили, во-первых, экспортно-производственные зоны. Как было сказано выше, целесообразность создания экспортно-производственных зон определяется рядом экономических причин и, прежде всего: потребностью развития индустрии и производства промышленных товаров на экспорт, привлечением в страну иностранного капитала, передовой науки и технологии, современной технической информации. Во-вторых, особый режим хозяйствования в СЭЗ развивающихся стран становится более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей. Это связано с усилением международной конкуренции между зонами и, соответственно, попытками продемонстрировать ее сравнительные преимущества перед другими подобными свободными экономическими зонами.
Другое по теме
Свободные экономические зоны и особенности их функционирования в Республике Беларусь
На современном этапе развития хозяйства, при переходе к рыночным
отношениям, изменяется характер территориальных форм развития экономики. Одними
из важнейших путей перехода к рыночной системе являются свободные экономические
зоны.
В данный момент свободные экономические зоны вносят огромный ...