Сравнение традиционной индустриальной экономики с сетевой позволяет выявить ряд отличий. В традиционной экономике увеличение продукта происходит линейно, а в сети - экспоненциально. В первой развитие идет за счет усилий одной организации по снижению стоимости продукции и выигрывает от этого только эта компания. Увеличивающаяся отдача в сети создается всеми участниками, которые и делят прибыль.
Не все они получают одинаковую выгоду. Немалое количество денег получают такие компании, как Cisco, Oracle и Microsoft, Intel, IBM, но благодаря системе увеличивающихся возвратов сеть продолжает развиваться и использует все выгоды. Даже если эти компании исчезнут, сеть будет развиваться за счет других ее участников. Производители и потребители становятся все более лояльными к сети в целом, а не к отдельным ее узлам.
В сетевой экономике жизнь сложна для тех, кто должен выбирать, какой стандарт поддерживать, и вдвойне сложна для компаний, выбравших неверный путь. Тем не менее, ошибочный путь лучше, чем неподвижность. Для изолированных систем в сети нет места.
Сетевая экономика вознаграждает тех, кто продвигает децентрализацию и наказывает остальных. Она устанавливает лишь стандарты и соединяет поставщиков и потребителей.
Принцип обратного ценообразования
Движущая сила сетевой экономики - постоянное удешевление самых ходовых товаров, продукции и услуг. Совокупная ценность товара тем выше, чем он более распространен. При этом стоимость единицы товара снижается. Цены падают одновременно с ростом качества. Поток копий товара увеличивает полезность каждой из них и чем больше копий сделано, тем нужнее они становятся.
В сетевой экономике ценность товара определяется уже не просто его способностью удовлетворять какую-либо потребность покупателя, а способностью удовлетворять потребности как можно большего числа узлов Сети.
В традиционной экономике потребители привыкли к тому, что даже незначительное усовершенствование приводит к удорожанию. На рынке же микропроцессорной техники действует иная закономерность. Существенное повышение качества можно получить за меньшую цену, если немного подождать.
Почти с момента своего рождения (1971 г.) микропроцессоры существуют в обратной системе цен. Теперь и телекоммуникации идут по аналогичному пути: цены сокращаются вдвое, а мощности удваиваются каждые восемь месяцев. Падение цен на микросхемы называется законом Мура, а для сетей - законом Гилдера (Джордж Гилдер), предсказавшего в середине 70-х гг. 20 в., что через четверть века объем коммуникаций будет утраиваться ежегодно.
Сочетание растущей мощи телекоммуникаций с уменьшением размера чипа и снижением цен привело Гилдера к мысли о том, что сеть не зависит от сдерживающего влияния цен. Стоимость переданного бита асимптотически стремится к нулю, но никогда его не достигает. В сетевой экономике масса других величин ведет себя аналогичным образом. Стоимость одного вычисления, единицы информации или копии документа снижается при повышении качества. Автомобили, правда, не стремятся к нулевой цене, но их цена, деленная на гарантированный пробег, непрерывно снижается. Такая ситуация однозначно привлекает на рынок все больше потребителей. Для тех же, кто зарабатывает на этом рынке, время становится критическим фактором, поскольку цены безудержно падают, а качество растет. Поэтому в выигрыше тот, кто раньше других начинает продавать свой товар.
Другое по теме
Рынки монополистической конкуренции в России
Одним
из важнейших признаков современного рынка является конкуренция как форма
взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного
производства. Посредством конкуренции происходит распределение не только
факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и ...