Наиболее типичным примером сетевой экономики является рынок телефонных услуг. Как удается выжить телефонным компаниям и при этом не просто выжить, а отыскать деньги на развитие структур, исследования, поддержку системы и также получить прибыль? Ответ кроется в расширении функций самого телефона. Если стоимость любой услуги стремится к нулю, то необходимо расширять список услуг, чтобы произведение их числа на стоимость оставалось осмысленным. Сделать такое изобретательство постоянным и расширяющимся можно только в сети с мгновенным распространением идей, возможностями корпоративной работы, постоянным созданием новых узлов и услуг.
Таким образом, в сетевой экономике приходится руководствоваться тем, что бесплатность есть конечная точка, к которой стремится, обычно никогда ее не достигая, любая цена, а прибыль может возникнуть только в результате постоянного выдвижения на рынок все новых и новых товаров и услуг.
При этом, раздавая один товар даром, следует продавать другие, и, ведя дела так, как будто создаваемый товар бесплатен, сознавать, что этим задается направленность экономических событий. Бесплатность притягивает к себе внимание потребителей.
Принцип щедрости
Если сервис становится более ценным при его распространении (принцип полноты), а стоит он тем меньше, чем более ценным становится (принцип обратного ценообразования), то логично сделать вывод, что самые ценные вещи следует дарить бесплатно. К примеру, Microsoft попросту дарит свой Internet Explorer всем пользователям Windows. Qualcomm создал программу электронной почты Eudora, которая также подарена пользователю в надежде на продажу новых версий. Каждый месяц бесплатно распространяется миллион копий антивирусного обеспечения McAfee. Компания Sun бесплатно выпустила язык Java, надеясь на уже развернутое производство надстроек над этим языком. Вы не сможете себе представить предпринимателя в традиционной экономике безвозмездно подарившего потребителям первые 40 миллионов копий своего единственного программного продукта. Но именно так поступила фирма Netscape на рынке сетевых услуг.
Польза программного обеспечения растет пропорционально его распространенности, поэтому поток копий увеличивает полезность каждой из них. Чем больше копий сделано, тем нужнее они становятся, поэтому распространение продукта поддерживает само себя. Продавая модернизированные варианты продукта или дополнительное обслуживание к нему, компания может прекрасно существовать и продолжать щедро распространять первичный продукт.
Закон обратной цены универсален. Материальное оборудование, включенное в сеть, тоже начинает подчиняться ему. Сотовые телефоны можно вполне раздавать бесплатно, продавая только разговоры по ним. Аналогичная ситуация существует и с антеннами для спутникового телевидения.
Выжить в мире щедрости помогают три вещи.
Первая:
думайте о «бесплатности» как о конечной точке, к которой придет любая цена. Обычно она стремится к нулю, никогда его не достигая. Поэтому действовать нужно максимально быстро.
Вторая:
раздавая один продукт бесплатно, продавайте другие. Компания Sun, раздавая Java, очень успешно продает серверы, а Netscape продает программное обеспечение для коммерческих серверов, бесплатно раздавая «браузеры» потребителям.
Другое по теме
Расчёт экономических показателей деятельности организации общественного питания с уставным капиталом 4 200 000 рублей
Современный ресторанный бизнес в России
представлен большим разнообразием типов заведений: это классический фаст-фуд,
рестораны quick service (или QSR - ускоренное обслуживание); рестораны free
flow ("свободное движение”), где часть технологических процессов вынесена
на обозрение посетите ...