Исследуя сетевую экономику, нобелевский лауреат, экономист Дуглас Норт выявил «адаптивную эффективность» - способность организаций внедрять новшества, непрерывно заниматься исследованиями и прогрессировать. В традиционной экономике активы компании, стабильное финансирование и квалифицированная рабочая сила являются основными источниками конкурентоспособного преимущества. В настоящее время, когда технология ускоряет целые сегменты рынков и конкуренты появляются с самой неожиданной стороны, способность к изучению, творческий потенциал персонала и способность организации к адаптации становятся основными источниками конкурентоспособного преимущества во многих отраслях промышленности. Постоянное внедрение новшеств - цель любой направленной на процветание организации - должно также стать целью общественной политики в новой экономике (табл. 1).
Институт прогрессивной политики определил, что прогрессивно ориентированная на новшества структурная политика опирается на:
) инвестиции в специализированное образование, производственное обучение и научные и технологические исследования;
) создание открытого и гибко регулируемого торгового режима, поддерживающего прогресс и новаторство, включая политику, укрепляющую эту революцию;
) развитие политики, позволяющей Американским рабочим ориентироваться, приспосабливаться и процветать в непрерывно изменяющемся экономическом окружении;
) переустройство правительства, основанное на внедрении в его работу информационных технологий, делающих его быстро реагирующим, отзывчивым и гибким.
Если общество хочет, чтобы его работающая часть взяла на себя риски, свойственные сетевой экономике, то необходимо создать условия, позволяющие работающим людям процветать и справляться с изменениями и неуверенностью. Если же страна не в состоянии вкладывать капитал в мировую инфраструктуру, поддерживающую знания, обучение, науку и технологии, то наши предприятия не получат квалифицированных рабочих и инструменты, они не смогут создавать высокооплачиваемые рабочие места. И если правительство Индустриальной эпохи не трансформирует себя в правительство Века Информации, то оно окажется неэффективным, анахроническим учреждением, препятствующим прогрессу.
Таблица 1
.
Основные отличия традиционной и сетевой экономик
Показатель |
Экономика | |
Традиционная |
Сетевая | |
Общеэкономические характеристики | ||
Рынки |
устойчивый |
динамичный |
Масштаб конкуренции |
национальный |
глобальный |
Организационная форма |
иерархическая, бюрократическая |
сетевая |
Промышленность | ||
Организация производства |
массовое производство |
гибкое адресное производство |
Ключевые факторы роста |
капитал, рабочая сила |
новшества, знания |
Ключевые факторы развития технологии |
механизация |
информатизация, автоматизация, роботизация |
Источник Конкурентоспособного преимущества |
понижение стоимости продукции через экономию затрат |
новшества, качество, ускорение продаж, понижающее стоимость |
Значение исследований и внедрения новшеств |
низкое или умеренное |
высокое |
Отношения с другими фирмами |
связь один к одному |
союзы и сотрудничество |
Рабочая сила | ||
Цель политики |
полная занятость населения |
повышение реальной заработной платы и доходов |
Навыки, мастерство |
Навыки, определяемые работой |
широкие навыки и универсальный тренинг |
Необходимое образование |
Квалификация или ученая степень по специальности |
Пожизненное изучение в различных областях знаний |
Отношения в процессе управления трудом |
соперничество |
сотрудничество |
Характер (природа) занятости |
устойчивый |
связанный с риском и возможностью нестабильности |
Правительство | ||
Связь между правительством и бизнесом |
Накладывает требования |
Поощрение возможности роста |
Регулирование |
команда и контроль |
гибкие рыночные инструменты |
Другое по теме
Система государственного регулирования экономики России
Государство,
как универсальный механизм управления обществом, обязано поддерживать его
экономику. Особенно эта необходимость проявляется в связи с развитием рыночных
отношений практически во всех странах мира.
Для
этих целей правительство разрабатывает принципы экономической политики. О ...