В Сибири как макрорегионе страны получили развитие практически все виды транспорта - железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный, трубопроводный и система линий электропередачи (ЛЭП). Здесь сформировались самые мощные в мире системы магистрального транспорта. Однако охват транспортной системой различных субъектов Федерации крайне неоднороден.
Диспропорции в развитии разных средств транспорта отрицательно влияют на экономику многих сибирских субъектов Федерации. Отсутствие железнодорожного транспорта- транспорта круглогодичного действия - сдерживает освоение богатых природных ресурсов Республик Алтай и Тыва, Таймырского и Эвенкийского АО. Эффективность экономики названных высокогорных республик зависит от работы автомобильного транспорта. Жизнедеятельность населения северных автономных округов - Таймырского и Эвенкийского- во многом определяется ритмом северного завоза грузов, в основном речными и морскими судами. По природным условиям транспортная доступность Эвенкии значительно сложнее, чем Таймырскою АО, где транспорт развит лучше благодаря функционированию Норильского горно-металлургического комбината. Недостаточно развита железнодорожная сеть Томской области. Благоприятно сочетание магистральных железных дорог и крупных судоходных рек в Тюменской, Омской, Новосибирской и Иркутской областях, Красноярском крае.
За годы рыночных реформ изменилась роль отдельных видов транспорта. Наиболее резко снизились объемы перевозок на речном транспорте, который обеспечивал главным образом потребности строительства (перевозки местных строительных материалов). Практически прекращены пассажирские перевозки по реке. При постоянно растущих транспортных тарифах стали сокращаться объемы перевозок грузов на дальние расстояния железнодорожным транспортом. При этом в связи с резким повышением авиатарифов увеличился удельный вес железнодорожного транспорта в дальних перевозках пассажиров. Возросло значение автомобильного транспорта во внутрирайонных перевозках.
Произошло сужение материально-технической базы транспортного комплекса Сибири. Снизились объемы строительства и реконструкции, железных дорог. Из-за уменьшения финансирования затянулось сооружение Северо-Муйского тоннеля на БАМе, что не дает возможности полноценно использовать дорогу как транзитную магистраль. Отложена реализация ряда других проектов.
Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в грузообороте всех видов транспорта (56,7 %) и в пассажирообороте (33,7%).
Он имеет целый ряд достоинств, которые и определили его преимущественное развитие в стране. Железнодорожный транспорт характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, универсальностью вне зависимости от времени года, суток, условий погоды. Он дает возможность осуществлять массовые перевозки грузов и пассажиров, что укрепляет его преимущества, повышает производительность труда и значительно снижает себестоимость перевозок. Кроме того, он позволяет экономить жидкое углеводородное топливо за счет широкой электрификации тяги. Железнодорожный транспорт особенно эффективен при перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромной территории России он и в перспективе останется ведущим видом транспорта в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния и в пассажирских перевозках на средние расстояния и пригородные сообщения.
Основными грузами железнодорожного транспорта являются: уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, минеральные строительные материалы, руды, сельскохозяйственные грузы, лес, металлы, химические и минеральные удобрения, продукция машиностроения и др.
Другое по теме
Расчет себестоимости ремонта блока питания ATX-0371FA
В
условиях рыночных отношений организация (предприятие) объективно становится
основным звеном экономики. Дело в том, что именно на этом уровне производится
нужная обществу продукция, оказываются услуги. Здесь создаются рабочие места,
обеспечивающие занятость населения, начисляется заработная п ...