В) Инструменты управления - это принимаемые из множества (€ {Пр}) управленческие решения, выбор и реализация которых позволяют достигать установленные цели - индикативные показатели по которым оценивается состояние и уровень развития муниципального образования. Технологически, управление в МО осуществляется с помощью регулятора управления, где формируются решения, которые направлены на достижение целевых показателей и их значений. Это происходит за счет принятия операторами связи - руководителями МО из всего множества разработанных (Ø €{Пр}), конкретных эффективных управленческих решений, это можно представить в виде зависимости:
Ø {Пр} → {Q’сп} (3)
при условии: R → opt, min, от {t1-to},
где: Q'сп- выходные параметры Тогучинского района, могут быть получены за счет воздействия управленческими решениями на структурные компоненты МО;
Ø - оператор связи, в данном случае руководитель МО Тогучинский район (глава Администрации), способный принимать из €Пр, эффективные управленческие решения, влияющие на конечный результат жизнедеятельности района;- факторы внешней среды и их параметры, которые влияют на конечный результат деятельности. Они определяются самим оператором связи - руководителем Тогучинского района или руководителями структурных подразделений или экспертной группой;сп - целевые входные параметры, исходя из потребности населения и установленных норм законами РФ и субъекта РФ.
Г) Механизмом управления является принятая система планов и их реализация. Для обеспечения функционирования и развития исследуемого МО типа муниципальный район можно принять следующие нормативные плановые документы:
все типы планов базируются на принятой в муниципальном образовании - Комплексной программы социально-экономического развития Тогучинского района в 2011-2015гг. и на период до 2025г
среднесрочная программа социально-экономического развития МО Тогучинский район 2010-2012гг.;
стратегический план по приоритетным направлениям социально-экономического развития МО Тогучинский район на период 2010-2012гг.;
Целевые программы социально-экономического развития МО;
Инвестиционные и бизнес проекты по отдельным проблемам;
Процесс формирования концепции и стратегии развития МО начинается с разработки и анализа структурных компонентов и элементов, изучения внешней и внутренней среды и учета ее влияния на деятельность всех структур входящих в МО. Исходя из анализа внешней и внутренней социально-экономической среды МО, формируется стратегия и тактика деятельности организаций и органов власти и поведение органов управления по формированию и развитию перспективных направлений.
Д) Главная задача управления - это определить перспективные стратегические направления развития муниципального образования. Перспективные стратегические направления необходимо сформировать для исследуемого социально-экономического объекта, типа: муниципальное образование, предприятие, организация, фирма, учреждение и т.п., в котором работает студент. По этим направлениям, необходимо разработать комплекс мероприятий в виде планов и программ, в том числе стратегических планов, инвестиционных планов и бизнес планов, направленных на перспективное развитие территории МО. Такой подход обеспечит приток в бюджет МО, что и позволит успешно решать социально-экономические задачи на местном уровне.
.3 Формирование компонентов входящих в кибернетическую модель управления демографическим развитием МО Тогучинский район
Муниципальное образование следует рассматривать как социально-экономический объект, состоящий из компонентов и элементов, объединенных в системы и подсистемы с разным уровнем автоматизации управленческого труда. Все выделенные компоненты для формирования сферы демографического развития в МО как объекта управления необходимо оформить в виде таблицы
Таблица 6.
Выделенные компоненты для системного управления в кибернетической модели сферы демографического развития МО Тогучинский район
№ п/п |
Компоненты модели управления для сферы демографического развития МО Тогучинский район |
Обозначения |
Характеристика и способ реализации | ||||||
Параметры входа МО | |||||||||
1 |
Цели на входе: Комплексная программа социально-экономического развития Тогучинского района на 2011-2015 годы и на период до 2025 года |
(Q) |
Задается отделом социальной защиты населения МО Тогучинский район, а именно: - уровень социально-экономической среды; - уровень демографического развития; -природно-климатическая среда; -уровень достижения социально-экономической жизни. | ||||||
2 |
Ресурсы для достижения цели |
(R) |
Для достижения целей необходимы следующие ресурсы: трудовые: высококвалифицированные кадры, финансовые, материальные, временные | ||||||
3 |
Информация о состоянии СЭО |
(I) |
Формируется в целях, ресурсах, планах, программах и концепциях. Для МО Тогучинский район -это информация об исполнении бюджета, выявленных нарушения результат и выполнении плана СЭР. | ||||||
4 |
Территория |
{Тр} |
Устанавливается границы и размер территории муниципального образования. Составляется кадастр земель, а также земли общего пользования, рекреационные зоны, земли необходимые для развития поселений, и другие земли в границах МО не зависимо от форм собственности и целевого назначения. Общая площадь территории района - 605,8 тыс. га, из них: земли сельскохозяйственного назначения 215 940 га, земли населенных пунктов 10 210га, земли промышленности 3 958 га, земли особо охраняемых территорий 4га, земли лесного фонда 111 430 га, земли водного фонда 1 467га, земли запаса 15932га. | ||||||
Параметры структурных компонентов и элементов объекта | |||||||||
5 |
Население |
(Нс) |
Численность населения МО по состоянию на 01.01.2011 г. составила 60284человек. Это все жители МО, которые в соответствии с действующим законодательством осуществляют местное самоуправление на территории Тогучинского района. | ||||||
6 |
Органы, структуры, технология управления |
(Ост) |
На федеральном уровне - МинздравСосразвитие РФ, на региональном - департамент демографического развития по Новосибирской области, на местном - заместитель главы Администрации по социальным вопросам. | ||||||
7 |
Персонал |
(Пс) |
Система управления персоналом (набор, обучение, переобучение, аттестация, увольнение. | ||||||
8 |
Инфраструктура |
(Инф) |
Организации, учреждения, сфера обслуживания потребностей населения МО Тогучинский район. | ||||||
9 |
План социально-экономического развития |
(Псэр) |
Среднесрочный план социально-экономического развития Тогучинского района на 2011-2013 годы | ||||||
10 |
Бюджет |
(Ф) |
Система управления бюджетом: планирование, отчетность (статистические данные), оценка финансово-экономической деятельности. | ||||||
Параметры выхода МО | |||||||||
11 |
Конечный результат на выходе |
(Q') |
Итоги развития сферы демографического развития за определенный промежуток времени, отчеты об исполнении бюджета (с указанием сроков, % выполнения плана). | ||||||
12 |
Конечный результат на выходе |
(Q') |
Итоги развития сферы демографического развития за определенный промежуток времени, отчеты об исполнении бюджета (с указанием сроков, % выполнения плана). | ||||||
13 |
Ресурсы после достижения цели |
(R') |
Состояние всей совокупности материальных, трудовых, финансовых, организационных, временных ресурсов, имеющихся в распоряжении МО после достижения цели и оценка состояния ресурсов. | ||||||
14 |
Информация о достижении цели и состоянии |
(I') |
Формируется в виде отчетов об исполнении плана СЭР и бюджета (анализируется динамика). | ||||||
Системы и подсистемы управления функционированием сферы демографического развития | |||||||||
15 |
Нормативно-правовая база |
(НПб) |
Законодательная база РФ, субъекта РФ и местных органов. Определяет и регулирует все процессы в МО (см. таблицу 1). | ||||||
16 |
Структура и система управления |
(ССу) |
Определяет тип структуры, иерархическую соподчиненность, оптимальную численность персонала. Структура управления - линейно-функциональная. | ||||||
17 |
Информационная система |
(ИС) |
Для принятия решений и текущего управления сферой демографического развития используются такие программы как гарант, консультант, программа 1С:Кадры, Камин: Расчет заработной платы. | ||||||
Системы и подсистемы управления развитием сферы демографического развития | |||||||||
18 |
Система стратегического развития сферы демографического развития |
(ССР) |
Обеспечивает формирование стратегического плана развития сферы. | ||||||
19 |
Система развития бюджета МО |
(СРБ) |
Целенаправленное формирование налоговой базы МО. | ||||||
20 |
Система инвестиционного процесса в МО |
(СИП) |
Это система целенаправленного привлечения инвестиций под развитие территорий и СЭО, которое обеспечивают продукцией и услугами население, и является основной налогооблагаемой базой МО. | ||||||
21 |
Система контроля исполнения управленческих решений в МО |
(СКУР) |
Контроль исполнения принимаемых решений в МО является ключевой задачей управленческого персонала органов управления. | ||||||
22 |
Система развития технологии управления и персонала |
(СРТУП) |
Эта система предусматривает постоянный инновационный процесс в управлении МО и соответственно подготовку и переподготовку персонала в МО. | ||||||
Параметры, влияющие на деятельность отдела демографического развития | |||||||||
23 |
Внешняя среда |
(S) |
Взаимодействие отдела с окружением МО (региональный, федеральный уровни власти, соединении МО). | ||||||
24 |
Управляемые переменные системы по обеспечению функционирования системы |
{Gi} |
Параметры функциональных систем и подсистем, формируются при разработке систем. | ||||||
25 |
Управляемые переменные системы по обеспечению развития системы |
{Gj} |
Параметры систем и подсистем, обеспечивающих развитие СЭО, формируются при нормативном проектировании. | ||||||
26 |
Неуправляемые переменные, возникающие в МО и его системах |
{Gg} |
Определятся на основе статистических данных по сбоям в работе МО: любые социальные или экономические сбои, а также нарушение процесса управления подразделениями органа власти, так и внутри каждого из них. | ||||||
27 |
Оператор связи - Функциональная зависимость между входными и выходными параметрами Тогучинского района |
{Æ} |
Определяется функциональная зависимость между входными и выходными параметрами МО: в виде подведения итогов о выполнении плана социально-экономического развития, исполнения бюджета - анализ соотношение между запланированными показателями и достигнутыми. | ||||||
28 |
Коэффициент оптимального управления |
{Коу} |
Показатель эффективности достижения конечного результата. Определяется как соотношение выхода к входу по всем установленным показателям деятельности МО. | ||||||
Другое по теме
Сетевые методы планирования и управления
Расчет временных
параметров сетевого графика
...