Обеспечение устойчивого спроса и соответствующего ему предложения на рынке инновационных товаров и услуг является существенным фактором формирования экономики инноваций. В российской практике серьезной проблемой выступает незаинтересованность большинства хозяйствующих субъектов осуществлять инновационную деятельность ввиду отсутствия должного спроса на инновационную продукцию, как со стороны предприятий, так и населения.
Сложившаяся невосприимчивость к инновациям в рамках региона объясняется рядом причин. У базовых системообразующих предприятий области (машиностроительное, химическое, стекольное производства) отсутствует не только спрос на отечественные инновационные продукты, но и мотивация к разработке и внедрению собственных инновационных решений. Возникает «порочный круг», в рамках которого региональные инновации остаются невостребованными. У предприятий малого и среднего бизнеса нет средств для того, чтобы заказывать научным учреждениям разработку инновационных проектов. Научные организации региона на основании собственных предположений о будущем спросе осуществляют научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, многие из которых в конечном итоге оказываются невостребованными.
Таким образом, в регионе не реализовано ключевое условие для создания экономики инноваций - обеспечение устойчивого спроса на инновации и соответствующего ему предложения на рынке инновационных товаров, не создана институциональная среда, обеспечивающая восприятие инноваций. В результате при устойчивом росте затрат на технологические инновации во Владимирской области объем инновационных товаров работ и услуг имеет тенденцию к сокращению (рис. 3).
Рис. 3. Объем инновационных товаров, работ и услуг организаций и затраты на технологические инновации во Владимирской области в 2005-2011 гг., млн руб.
В данной ситуации функция формирования спроса на инновационные продукты и услуги должна быть возложена на органы государственного управления регионом. Основным направлением этой деятельности может стать стимулирование при помощи методов администрирования спроса на информационные технологии и ресурсо- и энергосберегающие технологии.
Вследствие того что данные технологии носят обеспечивающий характер для инновационного развития, их востребованность должна создать условия для привлечения других видов инновационных продуктов и услуг в различные сектора и отрасли региональной экономики, что, в свою очередь, будет способствовать созданию среды, обеспечивающей восприимчивость к инновациям со стороны как производителей, так и потребителей (рис. 4).
Формирование спроса на инновационные продукты и услуги должно осуществляться посредством инструментов и рычагов государственного влияния, к основным из них относятся:
преференции;
санкции;
возможности развития (включение в состав кластеров, финансирование в рамках государственных программ).
Меры со стороны органов государственного управления обеспечат необходимую мотивацию у хозяйствующих субъектов для создания и применения инноваций. При этом мерилом инновационности должен выступать экспортный вариант продукции. В конечном итоге инновационные производства должны стать точками роста для экономики Владимирской области.
Другое по теме
Расчет технико-экономических показателей цехов
Современное предприятие представляет собой сложный
производственно-хозяйственный комплекс, в распоряжении которого находятся
здания, сооружения, машины и оборудование, сырье и материалы, полуфабрикаты и
комплектующие изделия, топливо и другие средства производства, а также людские
ресурсы, нео ...